Никогда не говори «Нельзя»
Чтобы расставить все точки над і, следует сказать, что методика Марии Монтессори не отбрасывает запреты, как таковые. Если ваш малыш хочет перебежать дорогу на красный свет или засунуть вилку в розетку, разумеется, ему нужно это запретить. Запреты в разумных количествах и в соответствующих обстоятельствах – необходимы. Но если родители постоянно запрещают ребенку делать абсолютно все, пусть даже это никому не может принести вреда, то ребенок не будет знать других слов, кроме как «нельзя».
Чем чаще ребенок слышит слово «нельзя» на занятиях, тем быстрее он охладеет к учебе вообще. Как только мама начнет запрещать ему пользоваться теми или иными материалами в секторе творчества, ребенок просто захочет уйти и откажется работать с другими, разрешенными материалами. Именно поэтому во время занятий в группе Монтессори слово «нельзя» под запретом, как бы ни парадоксально это не звучало.
Если ребенок ведет себя так, что без запрета тут не обойдешь, педагоги все равно стараются превратить «нельзя» в «можно», например, если ребенок начинает бросать карандаши или краски на пол, ему дают мяч, чтобы он поиграл с ним. Ведь мяч бросать можно, а вот карандаши – нежелательно. Таким образом, ребенок делает то, что хочет, но не приносит никому вреда.
Кстати, о любых родительских запретах стоит сказать отдельно. Дело в том, что очень часто родители забывают о том, что только вчера запрещали. Возьмите себе за правило запрещать последовательно. То есть, если вы не разрешаете ребенку играть с вашими вещами, то так и должно быть всегда. Не стоит смягчаться и разрешать ребенку делать то, что он хочет, если только что это запрещали. Тогда ребенок поймет, что ваше «нельзя» абсолютно несерьезно и перестанет обращать внимание на ваши слова. К тому же, он может начать манипулировать вами, с целью получить желаемое. Ведь теперь он знает, что стоит только заплакать – и ему все разрешат.
Даже если ребенок делает что-то, что может навредить его здоровью или здоровью окружающих (к слову о розетках, и переходе дороги), стоит объяснить ребенку смысл слова «опасность». Ведь если вы запрещаете это ребенку, вы делаете это не потому, что вам так хочется, а потому что это опасно. Если же вы просто будете кричать «НЕЛЬЗЯ!», ребенок будет думать, что вы просто хотите запретить ему веселиться.
Не нужно исправлять ошибки детей
Мария Монтессори также не рекомендовала исправлять детские ошибки. Если малыш будет постоянно под вашим контролем, он просто не сможет полноценно познавать мир. Любые ошибки ребенка – это его личный жизненный опыт, который ему никто не заменит. Свои проблемы, если конечно они не слишком серьезные, малыш должен пробовать решать сам. Если он сам признает, что не справляется и попросит вашей помощи – вы можете его исправить и научить, как надо, но не в любом другом случае. Мама должна обучить ребенка алгоритму действия, а не рассказывать ему, где он ошибся. Если мама не дает ребенку и шагу ступить без того чтобы не поправить его, он перестанет думать, перестанет экспериментировать. Такое родительское поведение попросту замедлит развитие и познавательную деятельность малыша.
Именно поэтому перед началом занятий в Монтессори-группах проводится тренинг с родителями. На этих тренингах, родителей просят не употреблять слова «нельзя», «неправильно» и так далее во время занятиях в группе.
Действительно, в группах-Монтессори, все материалы разработаны с тем, чтобы контролировать возможные детские ошибки. Если малыш ошибся и сделал что-то неправильно, то он сам это увидит и сможет исправить.
Например, одна из методик – шумовые коробочки. Эта игра заключается в том, что ребенку выдается две коробочки: синяя и красная. В каждой коробочке лежит по несколько цилиндров, каждый из которых издает свой звук. Ребенок должен прослушать все цилиндры из красной, и синей коробочки, и найти красный и синий цилиндр, который звучит одинаково. Проверить свою правоту он сможет, просто перевернув цилиндр – на его днище будет небольшая маркировка. Если звук красного и синего цилиндра действительно совпадают, то и маркировки на этих двух цилиндрах тоже совпадут.
Занятия Монтессори направлены на создание и поддержание позитивной, доброжелательной атмосферы. Только такая атмосфера обеспечит постоянный, высокий интерес ребенка к обучению. Сами посудите, как у ребенка сохранится интерес к занятиям, если мама постоянно стоит у него за спиной и одергивает, поправляет, запрещает?