В школах и садах, работающих по системе Монтессори, спонтанные творческие игры не только изъяты из программы работы с детьми, но и признаны вредными, тормозящими детское развитие. Но ведь игрушки и элементарные ролевые игры просто необходимы ребенку в младшем дошкольном возрасте, ведь именно эта игровая деятельность является ведущей в этом периоде его развития. Тем не менее, в школах Монтессори у детей не остается на такие занятия времени, потому что основное ударение делается на развитие интеллектуальных способностей.
Кроме игровой творческой деятельности, монтессорийцы отвергают и деятельность художественную. Рисование Мария Монтессори, как и ее последователи, считала уходом ребенка от реальности, галлюцинациям и абсолютно ненужной деятельностью. По утверждению современных педагогов-монтессорийцев, детское мышление, как и его мелкая моторика рук, еще не готова к настоящему творчеству, а значит, все, что он может изобразить на бумаге – не более чем бессмыслица. Рисование, как они утверждают, это вредная попытка ребенка уйти от реальности в воображаемый мир и этот процесс тормозит адаптацию ребенка к жизни реальной.
Даже чтение художественной литературы принимается школами Монтессори постольку – поскольку. Сказки детям позволено читать лишь потому, что в них содержится богатый словарный запас и элементы фольклора – то есть культура того или иного народа. Основная же литература, которую должен читать малыш, должны приносить ему явную пользу: развивать кругозор, давать познания в какой-либо сфере.
То есть в школах Монтессори не развивают вкус к книгам, его только учат быстро складывать буквы в слова для того чтобы получить необходимую информацию. Ребенок не умеет получать удовольствие и радость от книги, воображать мир, о котором читает. Он не читатель, а просто ходячий сборник вычитанной информации. Таким образом, при отсутствии художественной литературы, эмоциональная сфера ребенка рискует не развиться, а значит, в итоге малыш может стать бесчувственным заучкой, с энциклопедиями и словарями в руках.
Еще одним минусом является то, что, несмотря на индивидуальный подход и универсальную методику, школы Марии Монтессори подходят не всем детям. Например, там никогда не сможет учиться ребенок-аутист – в этой школе он может замкнуться от окружающих еще больше. Также несладко придется гиперактивным детям, так как им сложно будет подчиняться установленной в коллективе дисциплине, и он будет чувствовать себя дискомфортно. Творчески одаренные дети с развитой фантазией завянут в школе Монтессори, так как из вышесказанного ясно, что творчество не особо приветствуется последователями итальянской революционерки.
Тем не менее, как было уже сказано, положительные стороны методики Монтессори очевидны и проверены временем. Показателем может служить хотя бы то, что, несмотря на направленность методики на детей-дошкольников и младших школьников, многие элементы этой программы были заимствованы и учителями старшей школы. Кроме этого, элементы обучения в них родители могут использовать в домашнем воспитании детей.
Ирина Петровна , Москва | 02 Ноября 2015 15:08
Монтессори — это действенная концепция, но ее лучше подкреплять современными технологиями, понимаете. Так ребенок сможет в полной мере развить свои природные навыки.
Ответить