Для письма в первую очередь необходимо развивать мелкую моторику рук малыша. Наши руки уже привыкли держать ручку и выводить на бумаге буквы, но нежные маленькие пальчики ребенка не могут сразу освоить эту науку. Поэтому ребенка нужно готовить, развивать работу кисти и пальцев, ведь каждая буква требует от малыша больших усилий.
Развитие мелкой моторики – то есть сенсомоторика, напрямую зависит от высшей психической деятельности ребенка. Ученые давно доказали, что развитие, как письма, так и речи зависит от уровня развития кисти руки. С помощью наблюдений был сделан вывод, что от рождения и до шести лет ребенку необходимо как можно интенсивнее развивать кисти рук, потому что в это наиболее благоприятный период для развития говорения и письма. Чем чаще он будет работать руками, и развивать мелкую моторику, тем легче ему будет усвоить как письмо, так и говорение. Ведь вместе с развитием кисти происходит и развитие мозговых зон, отвечающих за речь.
Посещая группы Монтессори, многие замечают, что взрослые мало общаются с детьми. Возникает закономерный вопрос: если взрослые не подают ребенку пример, то, как же он научится говорить и уж тем более писать?
Больше чем 50 лет назад благодаря Ю.И. Фаусек, было доказано, что для успешного овладения речью самым важным фактором для ребенка является правильное физиологическое развитие. В первую очередь для ребенка важно тренировать мелкую моторику и мускулатуру. Речевые зоны головного мозга, как выяснилось, связаны не только с верхними, но и с нижними конечностями ребенка, а значит тренировать нужно мускулатуру всего тела.
То есть, развивая ручки и ножки, малыш одновременно развивает и речевые центры мозга. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок-Монтессори учится говорить и без лишнего вмешательства воспитателя и родителей. Более того благодаря физическим упражнениям и тренировке мелкой моторики можно исправлять дефекты речи.
На занятиях в группах Монтессори весь дидактический материал направлен на развитие мелкой моторики, на тренировку мышц, а также на накапливание большого жизненного опыта и словарного запаса у детей. Все предметы, с которыми играет ребенок в группе Монтессори, развивают пальцы рук, дети слышат, как учитель называет эти предметы, запоминают эти слова и отождествляют их с предметами. То есть за одно занятие ребенок накапливает немаленький багаж знаний. Большой объем информации требует выхода, и вскоре появляется спонтанное письмо.
На каждом занятии учитель проводит «круги» – то есть занимается с детьми в группе. Он может предлагать им пальчиковые игры, читать стишки, рассказывать интересные факты из окружающего мира и тому подобное. Все зависит от темы «круга» и от возраста детей.
Одно из постоянных упражнений в «кругу» – это штриховка. Штриховка развивает мелкую моторику и побуждает ребенка к спонтанному письму. Так, например детям в старшей группе может быть задано обвести контур фигуры и заштриховать его. Таким образом, дети учатся правильно держать карандаш в пальцах и регулировать силу нажатия, а также выполнять ровные штрихи, что подготавливает его к написанию букв.
Мария Монтессори, как и ее последователи во многих странах мира, утверждала, что обучая ребенка правильно пользоваться письменными принадлежностями и развивая его мелкую моторику, можно способствовать появлению самопроизвольного письма. Педагоги-Монтессори не раз наблюдали, как малыш сам начинал выводить буквы и слова, даже не приступив к изучению алфавита. То есть для обучения ребенка письму и говорению, необходимо просто создать необходимую среду, где ребенок самостоятельно будет усваивать нужную информацию и применять ее на практике. Если просто знакомить их с очертаниями букв, учить пользоваться карандашом и кисточкой – детей не придется дополнительно обучать письму. Они освоят эти умения интуитивно.
С практикой ребенок учится писать все ровнее и красивее, он осваивает умение контролировать ручку и выводить ровные линии. Они вполне могут переписывать предложенный им текст и составлять предложения из отдельных букв. Тем не менее, когда ребенок осваивает письмо, он еще не понимает значение букв, он лишь может сопоставить звук и его графическое изображение. Читать ребенок пока еще не готов.
Дидактические пособия, которые используются в методике Монтессори для обучения письму, делятся на три условные категории:
1. наборной алфавит – подвижные буквы
2. рельефные буквы на карточках
3. инструментарий для рисования
Стоит подчеркнуть, что подготовка к обучению письму начинается намного раньше, чем знакомство с вышеперечисленными предметами. Сначала детей готовят к чтению и письму опосредовано – через другие дидактические игры. Дети постепенно учат держать правильно карандаш, готовят руку, развивая мелкую моторику, выполняют действия с мелкими предметами. Чтобы развить гибкость кисти и пальчиков.