Весь секрет в том, что стараясь подбодрить и вдохновить ребенка своей похвалой, мы вызываем у него зависимость от своего одобрения. Малыш постоянно ищет одобрения и похвалы и старается подстроиться под вас в своей деятельности. Такая зависимость может негативно отразиться на дальнейшей взрослой жизни ребенка.
Как утверждает Монтессори, стремление к познанию, к изучению окружающего мира, является врожденной потребностью малыша. Он интересуется всем, что окружает его и с удовольствием занимается исследовательской деятельностью. Для того чтобы мотивировать ребенка к познанию достаточно дать ему в руки новый предмет, который еще незнаком ему.
Если же каждый раз после успешно выполненного задания ребенок слышит от всех родственников, что он «молодец» и «умничка», в его сознании формируется зависимость от этих слов. Теперь уже он будет выполнять привычные действия не по собственному желанию и потому что интересно, а для того, чтобы получить очередную похвалу от родителей. Такая зависимость остается практически на всю жизнь. Человек может всю жизнь прожить не так, как он этого хочет, а как ожидают от него окружающие.
Просто представьте, что ваш ребенок совсем скоро вырастет и отправится в школу, в институт, в армию, на работу. Там будет много людей, равнодушных к успехам вашего ребенка. Его не будут хвалить так часто, как он к этому привык. Разумеется, это будет вызывать у него стресс и депрессии. Ваш ребенок будет чувствовать дискомфорт в любом рабочем коллективе, только потому, что его не хвалят за самый маленький успех.
Когда вы хвалите своего ребенка словами «молодец», «умница», вы подчеркнуто хвалите его как личность. То есть вы не говорите о том, что хвалите его за выполненную работу. Ребенок привыкает к тому, что хвалят всегда не его труд, а его самого. Если вы однажды не похвалите его, то он будет уверен, что его не ценят и что он никому не нужен.
Зависимость от похвалы может не навредить ребенку в младшем возрасте, когда безусловным авторитетом для него являются родители. Но в подростковом возрасте, когда сверстники выходят на первый план, а мнение родителей уже не так сильно интересует ребенка, он может идти на поводу у группы сверстников только для того, чтобы получить их признание и уважение. Именно потребность в похвале толкает многих подростков совершать серьезные жизненные ошибки.
Не секрет, что дети нуждаются в нашей похвале. После каждого упражнения они заглядывают взрослым в глаза, чтобы услышать похвалу. Для этого родители могут использовать такие слова как «красиво нарисовал», «очень хорошо получилось», «у тебя получилось, здорово!» и так далее. То есть похвала не касается личности ребенка и характеризует его действия.
Точно так же нужно и ругать ребенка, если это необходимо. Если его поступок можно оценить негативно, то оценивайте только поступок, а не самого ребенка.
Для малыша очень важно разделять себя как личность и то, что он делает. Родители любят его, что бы он ни натворил – это необходимо подчеркнуть. Но одновременно нужно объяснить ребенку, что то, что он сделал – нехорошо и так больше нельзя.
О том, что детей хвалить нельзя, в Монтессори группах договариваются с родителями заранее. Специально для этого проводится вводный семинар, где родителям рассказывают основные правила поведения в группе.