Но не стоит забывать, что каждый ребенок – это индивидуальность, а, следовательно, на разных детей не может действовать один и тот же способ воспитания. Для каждого малыша изначально нужно создавать специальную среду, в которой он сможет, а главное, захочет, обучаться, развиваться и самореализовываться. Такая специальная среда с индивидуальным подходом к каждому ребенку царит в школах, работающих по методике Марии Монтессори.
Девиз методики Монтессори
Мария Монтессори формулировала свою методику на основе наблюдения за детьми в естественных для них условиях. Она утверждала, что самое важное в педагогике – это принятие ребенка таким, какой он есть. Монтессори говорила о свободном и самостоятельном воспитании и обучении. Именно к самостоятельности она и хотела привести детей – чтобы малыши держали свою жизнь в собственных руках. Педагогика Монетссори лишь создавала нужные условия для саморазвития детей, все остальное зависело от их собственной активности и желания. Именно поэтому девиз методики Монтессори гласит «Помоги мне это сделать самому».
Суть методики Монтессори заключается в том, что ребенок самостоятельно изучает какие-либо предметы в тщательно разработанной дидактической среде. Именно поэтому Монтессори и настаивала на самостоятельности, ведь если в обычной школе ребенок без присмотра учителя может заняться чем-то запрещенным, то в классе Монтессори ребенка окружают лишь те предметы, которые будут способствовать его развитию. То есть, какое бы занятие не выбрал малыш – оно будет способствовать его скорейшему познанию окружающего мира.
Самоконтроль в классах Монтессори
Важным аспектом Монтессори-воспитания является самоконтроль. В классах Монтессори вы не увидите хулиганов и задир – дети помогают друг другу, а любую игрушку или дидактический материал обязательно возвращают на место после использования. Причем этому детей не учат специально, им не напоминают об этом – они самостоятельно выбирают такую форму поведения, потому, что вся атмосфера в группе способствует этому. Благодаря такой дружеской и спокойной атмосфере группы включают в себя детей разного возраста – ее могут посещать одновременно дети 2 и 4 лет. При этом они смогут подружиться и будут помогать друг другу.
Роль учителя в методике Монтессори можно назвать роль стороннего наблюдателя. Он не контролирует всю деятельность ребенка – он организовывает его самостоятельную деятельность и оказывает помощь, если того требуется.
Класс в школах-Монтессори делится на несколько секторов. В каждом секторе ребенок свободно может выбрать занятие, которое пришлось ему по душе. Все секторы разделены по тематике:
- Реальная жизнь. В этой зоне ребенок учится бытовым умениям: одеваться, завязывать шнурки, стирать и даже готовить легкие салаты. Также малыш может попробовать молоть зерно в маленькой мельнице, ухаживать за растениями и тому подобное.
- Сенсорное развитие. Тут малыш изучает мир, который его окружает с помощью анализаторов. Играя, они изучают форму, размеры, цвет и звуки. Так, например, им может быть задано расставить предметы по размеру от самого маленького к самому большому или рассортировать предметы по цвету и форме. Все эти занятия помогают ребенку развить мелкую моторику рук, а также подготовить глаза к чтению.
- Языки, математика, география. Здесь уже происходит умственное развитие малыша по всем перечисленным предметам.
- Двигательные упражнения. В любом классе Монтессори вы сможете увидеть нарисованный на ковре овал или круг. Именно этот круг используется для выполнения физических упражнений. Они ходят по контуру круга и занимаются физкультурой.
Как только ребенок входит в класс, ему предоставляется абсолютная свобода действий и выбора. Он сам решает, в какой сектор он сейчас пойдет, и чем будет заниматься. В зависимости от его желания, он может работать вместе с остальными детьми или сесть подальше от них, чтобы самостоятельно изучить какой либо дидактический материал или просто поиграть с игрушкой. У каждого ребенка свой ритм и своя скорость обучения, учитель не сравнивает их в успешности, элемент соревнования отсутствует совершенно. Кроме вышеперечисленных зон развития, в классе-Монтессори может выделяться зона творчества, музыкальная зона, зона танцев и иностранного языка.
Обучения в школе Монтессори – неимоверный опыт для ребенка. Это очень непривычная для нашего понимания форма обучения, где нет уроков и парт. Урок длится для ребенка ровно столько, сколько времени учитель объясняет ему принцип работы с тем или иным дидактическим материалом. Дальше начинается период самообразования. Все занятия проводятся на мягком полу. Вместо парт, в классе стоят легкие столики, за которыми дети могут рисовать при желании и которые очень легко передвигать в любую часть класса.