Но сады и школы не могут целый день сопровождать ребенка. Основное воспитание ребенок получает дома, именно там он проводит больше всего времени, а значит, именно домашняя среда оказывает на него наибольшее влияние. То есть в зависимости от принципов воспитания, которых вы придерживаетесь дома, ваш ребенок успешно или не успешно будет готовиться к взрослой самостоятельной жизни.
Ведь даже если малыш ходит в детский сад-монтессори, после занятий он приходит домой, где все навыки самостоятельной жизни не учитываются и малыша продолжают опекать, не давая и шагу ступить самому. Да и в нашей стране не так уж много садиков-монтессори, а стоимость их посещения еще больше уменьшает количество людей, которые могут позволить себе водить своего ребенка в такой сад. Именно поэтому желательно дома создать атмосферу, которая будет способствовать развитию самостоятельности вашего малыша, мотивировать его на познание окружающего мира.
Нельзя сказать, что методические пособия Марии Монтессори легкодоступны всем желающим. Полный комплект книг и дидактических материалов обойдется в копеечку. Да и занятия по Монтессори требуют немалого труда, правильного оформления помещения, а дидактические материалы займут много места в квартире. Поэтому, вы можете создать обучающую среду, пользуясь тем материалами, которые у вас под рукой. Самостоятельные занятия ребенка не всегда требуют специальных методических пособий.
С чего начать?
Во-первых, необходимо обустроить комнату для занятий так, чтобы малышу было удобно. Обычно мы слишком беспокоимся о безопасности малыша, поэтому весь дом становиться «запрещенной зоной». Ребенку очень сложно добраться до интересующего его предмета, даже до собственных игрушек, которые стоят в шкафах и на высоких полках. Поэтому в первую очередь побеспокойтесь о том, чтобы все безопасные, «разрешённые» ребенку предметы находились в легком доступе для будущего ученика. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно брать и возвращать на место те предметы, с которыми он хотел поиграть.
Оформляя детскую комнату, позаботьтесь о том, чтобы вся мебель соответствовала росту малыша и была достаточно легкой и мобильной. Для детской комнаты необходимы стул и стол, за которыми малыш сможет заниматься и которые будут легко передвинуть в ту часть комнаты, в которую захочет ребенок. В свободном доступе должны находиться не только игрушки и учебные пособия, но и предметы гигиены ребенка. Зубная щетка, паста и мыло должно лежать так, чтобы ребенок мог самостоятельно пользоваться ими, а не звать на помощь родителей.
Вместо дорогостоящих монтессори-материалов вы легко можете использовать подручные средства, чтобы развивать вашего ребенка. Например, для развития точности движений, попросите ребенка пересыпать рис из кувшина в чашку. Постепенно можете заменить рис водой или соком. Чтобы развить глазомер ребенка соберите несколько бутылок и банок с разными горлышками, а ребенку предложите подобрать к каждой емкости подходящую крышку.
Если у вас в доме есть лоскуты ткани, различающиеся по текстуре, вы можете использовать их для развития тактильного анализатора ребенка. Подберите по паре кусков ткани разной толщины и текстуры. Пусть ребенок выберет среди всех лоскутов те, которые схожи по толщине, потом он может проделать это с завязанными глазами.
Еще одно упражнение на развитие тактильной чувствительности: положите в полотняный мешочек мелкие предметы, которые знакомы ребенку. Это может быть карандаш, ложка, пуговица и тому подобные мелкие вещицы. Ребенок с завязанными глазами через мешочек должен угадать предмет. Чем старше ребёнок, тем больше однообразных предметов можно класть в мешочек.
Занятия лучше всего проводить на одном и том же месте, которое будет знакомо ребенку. Важно, чтобы это место нравилось ребенку, чтобы он чувствовал себя уютно во время выполнения упражнений. Малыш должен убирать за собой и самостоятельно решать, чем он будет заниматься сегодня, какую тему выберет. Главное, к чему вы должны приучить реебнка – всегда заканчивать упражнения и ставить предметы, с которыми закончил работу, на место.
Не забывайте, что самостоятельность – ведущая идея во всей методике Монтессори. Не вмешивайтесь в работу ребенка, не пытайтесь исправлять его или навязывать собственное мнение – наберитесь терпения. Вся суть упражнений по Монтессори – это умения ребёнка самостоятельно находить выход из любой ситуации и находить ответы на все вопросы без помощи взрослых. Ваша же роль во время занятий – роль наблюдателя.