Благодаря методам развития анализаторов и мелкой моторики рук, Монтессори успешно обучала детей чтению и письму, а также счету и другим полезным жизненным навыкам. Проводя свои исследования и разрабатывая методику обучения детей, Мария Монтессори разработала огромное количество дидактических материалов, которые способствовали развитию чувств и другие развивающие материалы.
Именно Монтессори-материалы стали основой педагогической «подготовительной среды», в которую входит ребенок в монтессори-группе. Именно благодаря этим материалам ребенок испытывает интерес к обучению, стремится познать окружающий мир. Интересные дидактические материалы становятся мотивацией ребенка к саморазвитию и самообучению.
Зачем нужны материалы Монтессори?
Материалы Монтессори разрабатывались на протяжении долгого времени, во время разработки учитывались особенности детей всех возрастов. Именно поэтому эти материалы особенно хорошо влияют на детей в период их наибольшей восприимчивости к новой информации. Сенситивные периоды, которые выделила Монтессори, носят названия в соответствии с ведущей деятельностью ребенка в этот период. Выделяют период дарования, умения владеть собой, формирования отношения к внешнему миру и тому подобное. Все эти периоды учтены при создании монтессори-материалов.
Создавая свои материалы, Мария Монтессори также учитывала антропологию ребенка. По ее словам, в ребенке заложены неимоверные созидательные силы и именно материалы Монтессори активизируют эти силы, запуская механизм саморазвития и самоконтроля. Дидактические материалы, которые используют на уроке монтессори, помогают систематизировать ту информацию, которую получает ребенок из окружающего мира. Дидактические материалы способствуют развитию личности с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка и его эмоциональных потребностей.
Основной функцией материалов-монтессори сама создательница называла духовное развитие ребенка. Процесс духовного развития, как говорила Монтессори, проходит через развитие моторики и сенсорики. Таким образом, чем больше ребенок действует самостоятельно, тем быстрее он будет готов к самостоятельно взрослой жизни. Работа с дидактическими материалами подготавливает его к социальной адаптации и к индивидуальному росту. Только при равномерном развитии социальной и индивидуальной сферы, ребенок сможет полноценно адаптироваться в обществе, освоить общественное поведение.
Материалы Монтессори играют роль ключа к миру для ребенка. Все детские несистематизированные познания, впечатления об окружающем мире, становятся упорядоченными и осознанными благодаря занятию с дидактическими материалами. Материалы Монтессори – это инструменты, с помощью которых ребенок опытным путем познает окружающий мир и упражняет как физические, так и духовные функции. Играя с дидактическими материалами, упорядочивая их, ребенок упорядочивает и свой внутренний мир, учится разбираться в своих эмоциях и впечатлениях, систематизирует свой жизненный опыт.
Цель воспитания по Монтессори – не заставить ребенка воспринимать и запоминать отдельные факты, а помочь ему приобрести систематизированный жизненный опыт, где все познания сольются в единое целое. Настоящая функция разума – систематизация и упорядочивание. Если эта функция работает, то все связи известных ребенку фактов становятся ясными, противоречия и противоположности стают осознанными. На основе полученной информации ребенок способен сделать нужные выводы, а его опыт становиться единым целым с его сознанием.
Как уже было сказано, во время создания материалов учитывались все особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учитывалась и потребность ребенка в движении и самопознанию. Ребенок интересуется своим телом и поэтому на занятиях может построить схему своего тела. Он совершенствует координацию рук и ног, благодаря играм в группе-монтессори. Благодаря занятиям ребенок становится более внимательным, его движения становятся более гармоничными и точные. Вместе с развитием сенсорики, развивается и духовность.
Ребенок самостоятельно манипулирует всеми дидактическими материалами. Он обращается к учителю за помощью, только если ему не ясен принцип работы с тем или иным предметом. Самостоятельность становится почвой для развития большого количества полезных навыков. Ребенок умеет формулировать цель и планировать ступени к ее достижению. Возможность двигаться, выбирать те материалы, которые ребенку по душе, развивают его эмоциональность и социализованность. Ощущая свободу действий, ребенок гораздо легче идет на контакт и гораздо быстрее развивается.
Монтессори-материалы обладают неимоверной притягательностью для детей. Именно поэтому, дети с большим удовольствием и интересом занимаются в монтессори-группах. Такие занятия обеспечивают и дальнейшую заинтересованность ребенка в обучении. Он с самого детства мотивирован на познание окружающего мира. Любой ребенок с малых лет стремиться к самостоятельной познавательной деятельности. Школы Монтессори дают ребенку полную свободу в его познании мира. Поэтому ребенок быстрее учится разбираться в непонятных для него вопросах, не прибегая к помощи взрослых.
Во время использования монтессори-материалов, у детей развивается так называемая «поляризация внимания». В процесс неоднократного выполнения упражнений, ребенок начинает осознавать глубинную связь предметов, осознает саму суть и цель тех действий, которые он выполняет. Говоря о самостоятельности ребенка на занятиях, важно отметить, что все материалы дают детям возможность проверить правильность выполненного задания. Малыш сам может найти ошибки, которые допустил, и исправить их. Ему не нужно обращаться к учителю, чтобы понять, выполнил ли он задачу, или ему нужно еще подумать.
Монтессори-материалы, удовольствие не из дешевых. Все предметы изготавливаются из ценных пород дерева, некоторые детали довольно сложны в исполнении. Надо отметить, что до сих пор используется оригинальный дизайн всех дидактических материалов, которые создала Монтессори. То есть разработкам насчитывается уже около ста лет. Материалы разделяются по группам в зависимости от того, что развивают.
Развитие сенсорики
Рамки с застежками – материал представляет собой рамку с пуговицами, крючками, пряжками, шнурками и молниями. Занимаясь с этими предметами, дети обучаются элементарному навыку, необходимому для одевания.
Коричневая лестница – благодаря работе с лестницей ребенок узнает такие понятия как тонкий и толстый, самый толстый, еще толще и так далее.
Розовая башня – знакомит детей с понятиями маленький, большой, больше, самый большой и так далее.
Красные штанги – знакомят детей с понятиями длинный, короткий, длиннее, короче и так далее.
Развитие речи
Развитию речи ребенка способствуют буквы, вырезанные из бархатной или песчаной бумаги. Благодаря таким трафаретам дети знакомятся с очертаниями букв через прикосновение и лучше ассоциируют графическое изображение буквы с тем звуком, которое она обозначает.
Металлические вкладки представляют собой десять вкладок разной геометрической формы. Дети могут манипулировать вкладками по собственному желанию, одновременно изучая контуры фигур, подготавливая руки и глаза к письму.
Развитие математических способностей
Красно-синие штанги – методический материал представляет собой 10 штанг, каждая из которых разделена на красную и синюю часть. С помощью штанг дети осваивают элементарный счет и операции сложения-вычитания, умножения-деления.
Коробка с веретенами – это две коробки, в которых расположены десять пронумерованных секций – от 0 до 9. Размещая то или иное количество веретен, ребенок обучается счету и понятию количества.
Геометрические тела – помогают ребенку зрительно и на ощупь различать геометрические формы. Дидактический материал включает в себя шар, куб, цилиндр, четырехугольную пирамиду, эллипсоид, конус и треугольную, прямоугольную призму.
Если вы решили приобрести эти методические материалы – подумайте еще раз. Дело в том, что их крайне сложно использовать дома, без специально оборудованного помещения монтессори-групп.