Приглядимся к тому как складывается конфликтная ситуация на конкретном примере. Идет занятие в группе. Маша (2 года и 7 месяцев) и Рома (2 года и 9 месяцев). Маша выбрала на полке игрушку и уединилась с ней за учебным столом в сторонке. Роме эта игрушка тоже нравится, и он, видя ее в руках у Маши, идет к ней с явным намерением отнять ее. Маша, видя приближающегося Рому, с воплем вскакивает, опрокидывая стул, и прижимая к себе игрушку, пытается бежать. Рому это не останавливает. Конфликт? Конечно, конфликт. Картина конфликта может варьировать в зависимости от соотношения духовных потенциалов конфликтующих сторон. Бывает, Маша, испугавшись грозного вида Ромы, бросает игрушку и со слезами ищет защиты у Мамы,
Родители, обычно присутствующие при «разборке», пытаются погасить пламя конфликта. Попытки убедить ребенка отдать игрушку или не приставать к обладателю игрушки без особых объяснений, просто из альтруизма, как говорят профессиональные дипломаты, контрпродуктивны. Разрешение конфликта не должно оставить в душе ребенка душевную травму, от того, что он почувствует себя обделенным, обиженным. Если ребенку всего два-три года, он еще не готов к поступкам, продиктованным душевной щедростью.
Некоторые родители пытаются найти компромиссное решение, предлагая детям поиграть вместе. Такие решения требуют осторожности, так как чтобы не травмировать детей необходимо, чтобы обе стороны конфликта приняли решение о совместной игре добровольно.
Есть еще одно обстоятельство: монтессори-материалы не предназначены для совместных игр. Они гораздо более эффективны, если с ними играют в одиночестве. Например, если суть игры состоит в разборке-сборке, то последовательность вынимаемых из игрушки деталей при разборке должна быть проиграна в обратном порядке при сборке, а это требует определенной концентрации, которая невозможна при игре вдвоем, даже с родителем.
Хорошо, а как правильно? Что надо делать, когда дети не могут поделить игрушку? Сядьте на корточки рядом с малышом, который просит отдать ему игрушку. Давно установлено, что эта поза помогает установлению контактов с монтессори-малышами. Разговор надо начать со слов, которые расположат Рому к продолжению беседы: «Тебе нравится эта игрушка». Он кивнет. Поговорите с ним о том, какая это хорошая игрушка. Обсудите ее заветные качества. Ребенок успокоится, поймет, что его понимают, будет готов к дальнейшему разговору.
Теперь поговорите с ним о Маше, которая к этому времени должна успокоиться и продолжить играть с игрушкой. Детские психологи знают, что в два-три года, ребенок, увидев интересующий его предмет, просто не замечает другого ребенка, у которого предмет в руках. То, что внешне выглядит как агрессия (подошел и отобрал), на самом деле, просто действия, направленные на овладение интересующим предметом. Маленький ребенок не замечает того, у кого он «отнимает» необходимый ему предмет. Переключите внимание Ромы с игрушки на Машу, пусть он увидит, что она играет с игрушкой.
Теперь расскажите Роме, что будет дальше: «Она поиграет и уберет игрушку на место». Предложите Роме пойти и посмотреть место, где появится освободившаяся игрушка. Скорее всего, он согласится. Конфликт почти погашен, мало этого, вы еще раз напомнили Роме о том, что все игрушки обязательно возвращаются на свои места. Ребенок хоть и маленький, но при правильной беседе с ним в нем просыпается абсолютно человеческое качество – он начинает ставить себя на место Маши и понимает, что когда он окажется на ее месте, кому-то тоже придется подождать.
Прошло несколько дней, ситуация с игрушкой повторяется, на месте Маши – новенькая Настя. Рома вместо «агрессии» демонстрирует олимпийское спокойствие, просто удостоверяясь, что место, где появится игрушка после того, как Настя поиграет с ней, не занято ничем другим.