Так как для малыша привычнее учить слово по слогам, то изучение более мелких элементов слова кажется ребенку сложным. Это закрепощает его речь и не дает быстрее освоить навык чтения. Классическая методика обучения детей чтению вызывает эмоциональное, психическое и речемоторное напряжение. Именно поэтому некоторые дети очень долго и порой не очень успешно учатся читать.
Кроме того, не стоит забывать, что любое сильное напряжение в дошкольном и младшем школьном возрасте может привести к развитию нарушений психики. Исходя из всех этих причин, ученые заявили, что от классической методики обучения чтению давно пора отказаться.
Новая методика
Именно этим утверждением руководился педагог из Санкт-Петербурга, Николай Зайцев. Он говорит о том, что необходимо признать традиционную методику обучения чтению вредной для развития малыша. По его словам эта техника губительно действует как на его эмоциональное состояние, так и состояние здоровья.
Удивительные кубики
Самой известной работой Зайцева является разработка «Кубиков Зайцева». Создавая их, сам автор исходил из того, что ведущей формой деятельности ребенка долгое время остается игра, а значит и обучать малыша легче всего играючи. Более того, в отличие от, привычной для нас всем техники обучения, игра не только не вредит ребенку, но и наоборот, радует его. Системная подача материала в форме игры не утомляет малыша, а наоборот – заинтересовывает его в обучении. Разработка кубиков настолько успешна, что дети с удовольствием играют с ними, находясь в группе детского сада со всеми детьми или даже дома – самостоятельно.
За основную составную часть слова Зайцев принимает не слог, а склад. Под складом автор понимает пару из согласной и гласной или из согласной и мягкого, твердого знака. Склад может состоять и из одной буквы. Собственно, на своих кубиках, Зайцев и расположил эти склады. На каждой грани кубика изображен тот ил иной склад и поворачивая кубик и составляя несколько кубиков, малыш может создавать слова, а слова потом составлять в предложение.
Кубики отличаются друг от друга не только цветом, но и размером. Более того каждый кубик издает свой собственный звук. Таким образом, ребенок четко видит разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими. Наглядность помогает детям намного быстрее научиться читать.
На какой возраст рассчитана методика?
Занимаясь по методике Зайцева, дети уже к трем-четырем годам легко осваивают чтение и буквально схватывают новый материал на лету. Даже для годовалых деток можно использовать эти кубики – с помощью них ребенок быстрее учится говорить, а затем и читать. Результаты поражают: за несколько месяцев, за которые обычно ребенок только осваивает речь, он умеет не только говорить, но и читать.
Разумеется, если вы решили заниматься с годовалым малышом, не следует полностью выполнять все рекомендации Зайцева – ведь они рассчитаны не детсадовский возраст. Для таких малышей таблица, которая прилагается к кубикам, не используется, а сами кубики должны выступать не учебным материалом, а игрушкой для малыша.
Методика обучения чтению Николая Зайцев эффективна, потому что активизирует поисковые механизмы ребенка. Он как маленький исследователь берется за изучение неизведанного ранее материала, учится самостоятельно подбирать правильные склады, чтобы построить то или другое слово.
Методика Зайцева – только для чтения?
Еще одной известной методикой Зайцева является методика обучения математике. Зайцев создал серию таблиц, которые наглядно демонстрируют малышу свойства чисел, его состав и те действия, которые можно производить с числами. Ребенку к трем-четырем годам с помощью программы Зайцева уже можно объяснять, что такое дроби и степени.