Люди учатся читать, учат детей. Эта задача стоит перед человечеством так же давно, сколько существует письменность.  С незапамятных времен до 19 века грамоте учили простым и жестоким, как методы древних хирургов, буквослагательным методом. В первой трети 19 века на смену буквослагательному приходит высокоэффективный звуковой метод. Он постепенно завоевывает весь мир. Сегодня звуковой метод – самый распространенный в мире, принятый в большинстве государственных школ. На его основе созданы школьные буквари. Звуковой метод отличается от буквослагательного как небо от земли. Но изобретателям этого было мало, они продолжали выдумывать новые и новые методы обучения грамоте: метод Марии Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, Никитиных, наконец, метод Николая Зайцева.

Кубики

В основе метода Николая Зайцева лежит идея о том, что для облегчения понимания того из чего состоит слово, ученику предлагают увидеть, что оно состоит из особых элементарных частиц речи, в точной терминологии метода – из складов. Для того, чтобы ученику легче было собирать слово, разбирать, и, вообще – изучать, как оно устроено, составные части слова нанесены на грани кубиков.

Итак, материальная основа методики Николая Зайцева – кубики. Те, кто сегодня сталкиваются с методом Зайцева уже и не знают, что когда-то кубики Зайцева надо было клеить самим из заготовок и даже наполнять – обрезками металла, брусочками дерева. В наши дни  кубики продают готовыми к использованию.

Суть методики Зайцева

Как и многие другие методики, альтернативные единой государственной, методика Николая Зайцева противопоставляет ей игровой способ ведения занятий.  Когда адепты новых методик, рассказывают, как скучны занятия в государственной школе, как мучаются дети, вынужденные сорок пять минут терпеть тяжкое бремя учебы по традиционной звуковой методике, они, безусловно, сгущают краски.

Организовать занятия в игровой форме можно используя и звуковой метод, и детишки будут, выскакивая из-за парт тянуть к преподавателю ручонки, и будет праздник узнавания, праздник погружения в новое… Здесь все или почти все зависит от таланта Преподавателя.

Сидеть на уроках, конечно, надо, это правда. Но это в школе. Родителям, которые хотят, чтобы их дети научились читать, усаживать их за парту не обязательно. Суть фонетического метода с сидением за партой вообще никак не связана.

А по методике Зайцева можно научиться читать, оставаясь все время на ногах, и даже непрерывно бегая.

Кубики, кстати, вполне оправдывают репутацию прогрессивного метода – четырехлетние  детишки начинают читать на пятом-шестом занятии, каждое продолжительностью в полчаса. Начинают читать даже трехлетние, только позже. Чем младше ученики, тем позже проявляется результат.

Начнем с теоретических соображений Николая Александровича.  Он полагает, что в процессе обучения чтению, понятие «буква» не должно использоваться. Основным понятием становится «склад» (не слог!) – исторически  известная (читали по складам) и ставшая, благодаря Н. Зайцеву, научно-методическим понятием, часть слова, на которые человек интуитивно делит слово в процессе чтения. Вот эти изобретенные Н. Зайцевым склады, изображены на кубиках, на плакатах с таблицами, из них составлены пропевки, записанные в аудио и видео материалах. Вот примеры складов:

Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ,   ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ   БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ    ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ,    
ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ

Слады подразделяются на типы по определенной классификации. Из этих соображений кубики сделаны разными по размеру (большие и маленькие), по цвету (простые и золотые) и по звуку (звенящие, гремящие и постукивающие). Для воспроизведения звуков кубики заполняют, соответственно, монетками или колокольчиками (звенят), крышечками от бутылок (гремят) и деревянными брусочками (постукивают).

Действия преподавателя по методике Н. Зайцева сводятся к обучению тому, как обращаться со складами – находить нужный склад, то есть кубик с нужным складом, в куче кубиков, составлять из складов слова, разбирать уже составленное педагогом слово на склады. Делают все это играя. Малыши носятся по классу, копаются в куче кубиков, стоят около полочки для составления слов, пытаясь составить слово, стоя или сидя, следят за указкой преподавателя, когда он показывает что-то в таблицах. Склады запоминают, повторяя за преподавателем и глядя на кубики или таблицы, пропевая хором пропевки, играя в специальные игры.

На педагога, работающего в обучающем центре, ложится большая нагрузка. Атмосфера этакого праздника непослушания при неумелых действиях педагога легко переходит в неуправляемый режим. Кроме этого дети могут сильно отличаться по темпераменту – холерик не будет терпеливо искать нужный кубик в куче, а просто отнимет у другого, уже нашедшего, меланхолика. Конфликт неизбежен.

Можно приобрести все необходимые пособия и организовать обучение по методике Зайцева дома. Выигрыш в стоимости обучения выходит небольшой (полный комплект обучающих пособий недешев), а результат, как показывает опыт, существенно ниже. Обучение в группе оказывается эффективнее.

Буквы по методике Зайцева тоже изучают, но после того как научатся читать. Это важный момент – у некоторых родителей не хватает терпения доучить ребенка до конечного пункта методики.

Действуем по методике

Как правильно выбрать обучающий центр? Ясно, что он должен находиться недалеко от дома и отвечать требованиям методики Зайцева. Договорившись с администрацией центра, ознакомьтесь с классными помещениями. В классе должны быть как минимум:

  • куча звучащих кубиков разных размеров и цветов;
  • таблицы размером не менее 50х70 см, расположенные так, чтобы ребенок задирал голову, глядя на них, и длинная указка для работы с таблицами;
  • полочка для «написания» слов из кубиков на высоте чуть выше роста ребенка;
  • достаточно места для свободного передвижения детей;
  • доска на стене и пособия Зайцева «Пишу красиво» и «Складовые картинки».
  • аудиотехника для воспроизведения пропевок.

Удостоверившись в наличии всех перечисленных пособий, договоритесь с педагогом о проведении пробного занятия с вашим участием.

Требования к укомплектованию учебных заведений и расположению пособий для работы по методике Зайцева имеют строгое научное обоснование. Положение таблиц и полочки продиктованы заботой об осанке и зрении малышей. Кубики в куче должны быть хаотически перемешаны, иначе вы лишите учащихся удовольствия, получаемого от поиска нужного кубика.

Присмотритесь к тому, как ребенок работает в процессе обучения. Поскольку это игра, он не чувствует усталости и скуки. Для любого ребенка исследование окружающего мира – самое увлекательное занятие. А здесь столько интересного!

Начав узнавать слова на уличных вывесках или в титрах телевизионных передач, дети не могут объяснить потрясенным родителям, как это у них начало получаться. «Само  получается!» разводят они руками. Правильно поставленные обучающие игры и не такое могут.

Здесь очень многое зависит от педагога. Даже в группе каждому малышу нужен индивидуальный подход. Грамотный специалист определит темперамент вашего ребенка, его индивидуальную манеру познания, и предложит варианты игр подходящие именно ему.

Учим сами

  1. Приобретаем комплект учебных пособий для обучения чтению и письму. В комплект входят кубики, таблицы, аудиокассеты, методичка, складовые картинки и пособие «Пишу красиво».
  2. Без спешки ознакомьтесь с методичкой. Поверьте, это очень увлекательное чтение.
  3. Учить ребенка – это ни с чем не сравнимое счастье. Проникнитесь этой простой мыслью, и удачи вам!
NeoLove.ru на Яндекс.Дзен
Мне нравится 0
    Оставьте комментарий
    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе


    Другие статьи по этой теме

    Методика Зайцева - Особенности методики Зайцева
    Особенности методики Зайцева

    Методика Зайцева /Отзывы (0)

    Все мы помним, как нас учили читать: сначала мы изучали звуки, буквы, из букв составляли слоги, а уже из слогов – слова. Но давайте задумаемся,...

    Методика Зайцева - Подготовка к занятиям: изготавливаем кубики и таблицы
    Подготовка к занятиям: изготавливаем кубики и таблицы

    Методика Зайцева /Отзывы (0)

    Занятия по методике Зайцева требуют особых методических пособий: вам понадобятся так называемые кубики и таблицы Зайцева. В этой статье мы...

    Методика Зайцева - Играем с кубиками Зайцева
    Играем с кубиками Зайцева

    Методика Зайцева /Отзывы (1)

    Хотя обучение чтению по методике Зайцева проводится в игровой форме, оно не перестает быть обучением. Поэтому занятия должны проходить по...

    Методика Зайцева - Попевки для занятий по методике Зайцева
    Попевки для занятий по методике Зайцева

    Методика Зайцева /Отзывы (0)

    Один из немаловажных элементов занятия по Зайцеву, как утверждает сам автор – это проговаривание или пропевание складов, которые изучает ребенок....

    Методика Зайцева - Достоинства и недостатки методики Николая Зайцева
    Достоинства и недостатки методики Николая Зайцева

    Методика Зайцева /Отзывы (3)

    Ни одна из методик обучения чтению и письму несовершенна. Рассмотрим позитивные и негативные моменты при обучении детей чтению по методике Николая...

    Методика Зайцева - Как мы учились по кубикам Зайцева
    Как мы учились по кубикам Зайцева

    Методика Зайцева /Отзывы (0)

    Научные статьи всегда очень последовательно расписывают достоинства и недостатки тех или иных методов обучения. Но проще поверить в их...

    Методика Зайцева - Таблицы Николая Зайцева
    Таблицы Николая Зайцева

    Методика Зайцева /Отзывы (0)

    Как ни прискорбно, но стоит заметить, что школьная классическая методика обучения изжила себя. На сегодняшний момент практически всем детям очень...

    Методика Зайцева - Изучение английского языка с помощью кубиков Зайцева
    Изучение английского языка с помощью кубиков Зайцева

    Методика Зайцева /Отзывы (0)

    Жизнь не стоит на месте и теперь все более актуальным становится изучение иностранных языков. А какой язык на данный момент является самым...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье