Достоинства методики
Беглое чтение
Разумеется, к основным достоинствам методики Зайцева относится то, что в игре ребенок быстро запоминает сочетания букв. Так как вместо букв на кубиках используют склады, ребенку не нужно долго думать над прочтением отдельных букв – он просто сразу читает согласную и гласную вместе. Таким образом, ребенку намного легче освоить процесс чтения.
Грамотное письмо
Склады, которые изображены на гранях кубиков, представляют собой только те сочетания букв, которые возможны в русском языке. Например, вы не найдете склада, сочетающего в себе шипящие с Ы. соответственно, обучаясь по кубикам Зайцева ребенок никогда не допустит подобные ошибки на письме, так как просто не будет представлять себе такого сочетания букв.
Отсутствие возрастных ограничений
Вы можете учить ребенка читать, даже если ему еще не исполнился год. Методика Зайцева, хоть и разработана для работы в детских садах, эффективно обучает детей, как самого младшего дошкольного возраста, так и деток, которые пошли в первый класс.
Быстрый эффект
Методика Зайцева настолько эффективна, что детки трех-четырех лет успешно учатся читать уже за 4–5 занятий с кубиками и таблицами. Таким образом, зайцевская методика очень пригодится, если ребенок испытывает трудности со школьной программой в первом классе или совсем не умеет читать к пяти-шести годам. Методика работает очень быстро и эффективно.
Самостоятельность
По мнению самого автора методики, учебный материал должен влиться в жизнь ребенка как нечто естественное и неотрывное от распорядка дня. Занятия не должны быть подчеркнуто серьезными – они должны проводиться незаметно, в игровой форме. Подбрасывая ребенку кубики во время игры, вы даете ему новую информацию, развлекаете его, а ребенок учится уже самостоятельно – ведь он может играть и без вашей помощи, составлять слова и выполнять различные задания.
Укрепление здоровья и общее развитие
Набор Зайцева представляет собой разноцветные кубики разного размера, которые еще и издают различные звуки: трещат, звенят и так далее. Таким образом, автор воздействует сразу на несколько анализаторов.
Цвет кубиков подобран таким образом, чтобы не утомлять и не раздражать глаз ребенка. Текст напечатан крупно и четко, что позволяет видеть склады издалека. Во время игр по Зайцеву, кубики находятся в разных местах и ребенку нужно тренировать мышцы глазного яблока. Чтобы охватывать взглядом все склады.
Звуки, издаваемые кубикам, различны по высоте и тембру. Кроме этого, Зайцев советует родителям и преподавателям озвучивать склады так называемыми попевками. Благодаря песенкам и звукам у ребенка развивается слух, чувство ритма.
Кубики различны по размеру, а значит, при работе с ними у ребенка будет развиваться мелкая моторика рук. От развития мелкой моторики зависит и обучаемость ребенка, его умение манипулировать предметами.
Правильно размещенные таблицы – выше уровня глаз, заставляют ребенка держать спину прямо и тянутся к таблице. А это означает профилактику сколиоза и перегруженности позвоночника.
Недостатки
А в школе все не так
Отличие методики Зайцева от школьной программы обучения приводит к определённым трудностям у ребенка. Начнем с того, что понять, как именно буквы сливаются в слоги, а слоги в слова – сложно для ребенка. И одновременно, это необходимо для того чтобы в дальнейшем суметь правильно разобрать морфемный состав слова и правильно произносить слова. К сожалению, методика Зайцева не объясняет буквенного состава слова малышу, она сразу предлагает ему познакомиться со складами. В результате малыши могут проглатывать окончания, делать ошибки в морфемном и фонематическом разборе слова.
Также стоит отметить, что цвета кубиков, с которыми дети занимались достаточно долгое время, врезаются им в память. А значит, если в школе учитель будет изображать гласные, согласные, глухие и звонкие цветами, отличными от зайцевских кубиков, ребенок будет очень долго путаться. Ему просто будет сложно привыкнуть к новым обозначениям уже знакомых слогов. Таким образом, ребенка будет очень сложно переучить.
Отсутствие последовательности
Как уже было отмечено выше, Зайцев не использует в своих кубиках буквенные сочетания, которые не могут встретиться в русском языке. Однако на кубиках можно увидеть такие сочетания, как БЭ, ВЭ, ГЭ и так далее. В русском языке крайне мало слов, в которых после согласного пишется Э. Но, тем не менее, ребенок привыкает, что это сочетание существует и использует его не только в тех слова, где это уместно. Поэтому воспитателям придется выполнять двойную работу, объясняя детям, какие именно слова могут включать в себя букву Э после согласного, а какие – нет.
Дороговизна и трудоемкость методики
Как ни печально, однако, учебные пособия Николая Зайцева далеко не всем доступны. Заготовки для кубиков, таблицы и книги с играми и методическими рекомендациями обойдутся недешево. Даже если вы решили делать кубики самостоятельно, это отнимет деньги за печать и ламинирование, да и ваше время тоже.
Кстати, о времени. Кубики Зайцева продаются в виде заготовок. То есть вам придется потратить массу времени и сил, чтобы склеить кубики и как-то защитить их от детского интереса. Ведь двух-трех летний малыш вполне может порвать кубики с целью посмотреть, что там внутри. Кубики картонные, а значит, как бы вы ни старались. Они быстро придут в негодность. А это значит, что вам нужно будет тратить еще больше денег, чтобы купить новые пособия.
елена , краснодар | 22 Октября 2013 08:17
хочу прокомментировать недостатки, которые указаны в тексте автора. в школ принят цветовой код для обозначения фонематического состава слова: зеленый- для мягких согласных, красный- для гласных, синий, для твердых. дети очень быстро запоминают это обозначение и им уже в 4 года НЕТ никаких проблем обозначить звук из кубика-мальчика- синим, а из кубика-девочки- зеленым. звуки, которые есть на золотых кубиках обозначаем красным. это очень просто для детей, кроме того, дели 4 лет различают звонкие и глухие, гласные и согласные- все очень просто!.. Кроме того дети самостоятельно начинают различать, что МА- это М+А, и т.д. А то, что дети не знают, и надо им объяснять, где писать Е, а где-Э, так это и есть работа школьного учителя, и дети уже при обучении чтению по кубикам начинают ориентироваться, что многие слова пишутся и произносятся по-разному. И воспринимают это естественно.Кроме того, пятилетки прекрасно понимают- благодаря методике Зайцева, что йотированные гласные дают 2 звука и прекрасно делают фонематический разбор, обозначая звуки теми цветами, которые приняты в школе. Так, что те «недостатки», которые автор описал в статье- не соответствуют действительности. Видимо, автор не работает по этой методике
Ответить
Александр , Лобня | 15 Августа 2017 11:59
Нам нравится методика Зайцева, у детей не было проблем со звуко-буквенным анализом, потому что на кубиках данная сложная тема для детей изучается на физическом чувственном уровне, кубики звонике и глухие, различаются по размеру и цвету, младшая глядя на диктант с указкой, который «писали» старшие, практически самостоятельно вышла на чтение по складам, спустя 3 месяца зачитала, а ей 5 лет. Ч то касается таблиц «Русский язык для всех», «грамматические алгоритмы» английского языка это просто находка, так легко и наглядно подается материал, что дети, находясь на СО, опережают на настоящий момент на 2 года. Помоему это убедительный показатель. Мы учимся у Виктории Кузнецовой на портале «Свободное образование», там много бесплатных уроков, если вы только присматриваетесь, советую.
успехов
Ответить
Анна | 09 Мая 2014 07:04
Еще раз о недостатках — в нашем случае все они проявились, к сожалению, и в первом классе у нас несколько месяцев ушло на переучивание.
С диктантами тоже вышла беда, потому что слоги появлялись там, где должна быть одиночная согласная. У второго ребенка занятия по методике Зайцева не пошли вообще, не принял их ребенок. Так что набор больше не пригодился.
Ответить