История появления кубиков
Семья Николая Зайцева состояла из потомственных учителей: его мама и папа были сельскими учителями, поэтому сам Николай не задумывался долго при выборе профессии. Окончив школу, он поступает в педагогический университет на факультет филологии. Возможность преподавать русский язык как иностранный, Зайцев получил еще на пятом курсе, когда его отправили в Индонезию работать переводчиком. Именно там он задумался о несовершенстве классической методики преподавания языка и стал искать возможности сделать обучение легче и интереснее.
Когда Зайцев столкнулся с необходимостью обучать русскому языку – одному из самых сложных языков в мире, взрослых людей, ему потребовалось применить все свои педагогические навыки. Он буквально на ходу начал изобретать методики и упражнения, которые могли бы заинтересовать серьезных людей, отвыкших от школьной скамьи. Он изготавливал методический материал: таблицы и схемы, старался, чтобы люди не просто зазубрили слова на другом языке, но и стали понимать его, чувствовать.
Методики Зайцева имели успех, и он добился своей цели – научил взрослых людей русскому языку так, что они понимали саму суть языка. Вдохновлённый успехом, педагог решил предложить новую систему обучения. Он предложил брать во внимание в первую очередь особенности языка и особенности того, как этот язык воспринимается людьми. Он говорил о необходимости отказаться от громоздких терминов и сложных категорий в преподавании русского языка детям.
Свои разработки он тестировал на подростках – учениках средних классов. Он увидел удивительную закономерность – дети не понимали свой язык. Их приучили к тому, что нужно зазубривать правила и схемы, но не объяснили, что эти правила и схемы означают. Поэтому дети если и знали, как правильно нужно писать то или иное слово, то делали это, не осознавая причины.
Тогда Зайцев понял, что для получения нужного эффекта надо начинать заниматься с детьми, которые еще не познакомились со школьной системой обучения. Для работы с полуторагодовалыми детишками, Зайцев адаптировал свою методику и преподносил все занятия в форме игры. В качестве методического материала Зайцев разработал специальные кубики, которые впоследствии назвали «звенящим чудом». С помощью его методики даже те дети, у которых были трудности с освоением чтения и письма начинали читать через два – три первых занятия. Некоторые школы всерьез заинтересовались методикой Зайцева и предпочли ее вместо традиционного школьного обучения.
Зачем нам азбука?
Работая с маленькими детьми, педагог замечал особенности их обучаемости и смог составить некоторые правила обучения чтению.
- не нужно знать названия букв, чтобы читать слова
Все родители сталкивались с этой проблемой. Какая бы красочная ни была азбука, и как бы быстро с ее помощью ребенок не выучил бы названия всех букв, он не может научиться читать, потому что буквы не складываются для него в слова – он так и произносит их по отдельности.
По утверждению Зайцева, азбука только наносит вред ребенку. Малыш может выучить все буквы, но он сможет представить себе. Что эти буквы в сочетании с другими буквами должны звучать по-другому. Для него буква Б и А – это раздельные буквы, он не сможет прочитать слог БА слитно. То есть в итоге родители должны проделывать двойную работу и кроме букв обучать ребенку тому. Как эти буквы сливаются в слоги и слова.
- ребенку не просто научиться читать по слогам
Богатый и разнообразный русский язык содержит в своем составе слоги, размер которых варьируется от 1 до 10 букв. Конечно, совсем сложные слова ребенок на первых порах не читает. Однако есть и вполне простые слова, которые попадутся ребенку во время обучения. Например, слово «всплеск» состоит из одного слога. Малышу будет сложно освоить такие составные части слова из-за их разнообразия.
- легче обучить ребенка письму, а потом чтению
Зайцев пришел к выводу, что ребенку намного легче обучиться чтению после того, как он освоит письмо. Так и взрослым людям легче учить иностранный язык посредством выполнения письменный упражнений, а потом уже – устных. Но под письмом у маленьких детей не стоит понимать графическое превращение звуков в изображение. Точнее, ребенок не сам возьмется за ручку и листок бумаги. Вы можете написать знакомые ребенку слова крупными буквами, а потом произносить их вслух и малыш будет показывать то слово, которое вы назвали. Превращение звука в его графическое изображение состоялось – с вашей помощью, конечно. Но это и есть обучение письму.