Учитель не должен вмешиваться, не должен навязывать те или иные правила, не должен запрещать и исправлять ребёнка. Он просто изучает его поведение в новой среде и помогает, только если ребенок сам просит об этом. Процесс обучения и все методики, созданные Монтессори, она основывала на физиологических знаниях о развивающемся человеке. Зная все особенности памяти, внимания и познавательных способностей ребенка в тот или иной период она пришла к выводу, что саморазвитие и свобода действий просто необходимы ребенку для нормального развития.
Дети – другие
Такое название носит еще одна важная книга Монтессори. Уже по названию можно понять, о чем говорила Монтессори со страниц этого труда. Дети – абсолютно не похожи на нас, они устроены не так как взрослые и имеют огромное количество особенностей, о которых мы, взрослые, часто забываем. Этот постулат и был основой работы Монтессори.
Взрослые накапливают новый опыт и познают новую информацию, анализируя и синтезируя ее. Ребенок же воспринимает окружающий его мир «одним куском», он не видит отдельных свойств явления, а просто запоминает его целиком. Поэтому нельзя говорить, что ребенок, например, запомнил название животного или растения. Для того чтобы что-то запомнить, ребенку в первую очередь нужно развить память, которой у него в раннем возрасте еще нет. Ребенок живет гораздо медленнее взрослых, потому что его естественный ритм медленнее, чем у них. Если взрослые смотрят в будущее и способны планировать свои действия наперед, то ребенок живет одним мгновением, не задумываясь о том, что будет завтра.
Дети могут обучаться только с помощью практического опыта. То есть, если взрослые могут прочитать книгу и запомнить алгоритм действий, то ребенку чтобы понять, как сделать что-либо, нужно несколько раз повторить это на практике. Для детей очень важны эмоции, которые они переживают во время выполнений тех или иных действий. Он парадоксален – постоянно подражает взрослым, повторяет их привычки и повадки, но в то же время требует независимости и самостоятельности. Стать независимым от родителей, быть может, самое сильное желание детского периода. Ребенок получает удовольствие только тогда, когда выполняет какое-то действие самостоятельно, его привлекает не результат его работы, а именно процесс самостоятельного выполнения.