Неповторимые моменты

Изучая особенности детского развития, Мария Монтессори открыла несколько особых периодов в его жизни – периоды, во время которых ребенок наиболее восприимчив к новой информации. Такие периоды пытались определить еще в конце 19 века английские и голландские ученые, но работали только с животными. Тем не мене их опыт доказал, что развитие человека, как и животного, протекает по-разному в зависимости от периода его жизни. Происходит это, потому что так называемые «жизненные силы» ребенка постепенно меняют свою структуру. Сейчас эти периоды мы знаем под названием сенситивные фазы развития.

Мария Монтессори наблюдала за детьми на разных этапах их развития. Она пришла к выводу, что основываясь на этих периодах интенсивного восприятия намного легче создать связь между ребенком и окружающей его средой. Если работать именно в эти периоды, то ребенку будет намного легче усвоить новую информацию, а значит, обучение будет ему только в радость. Если правильно распределить работу, то ребенок будет только увеличивать свои способности и двигаться от одной победы к другой. Чем более успешным он будет, тем больше радости будет ему доставлять процесс обучения.

Разумеется, обучать ребенка можно и вне сенситивных периодов. Это также принесет плоды, и педагог добьется необходимого уровня развития. Однако процесс обучения в таком случае будет проходить гораздо тяжелее и дольше и потребует от педагога много сил и терпения. Если же работать в период интенсивного развития малыша, то процесс обучения будет проходить гораздо легче. Именно в этот момент все возможности и способности ребенка работают на полную мощность и это можно использовать для усвоения большего количества информации. Вместе с процессом познания, ребенок приобретает жизненный опыт и развивается не только в психическом, но и в биологическом плане.

Несмотря на то, что многие сенситивные периоды были известны ученым еще до работ Марии Монтессори, именно она выделила такой интересный период, как период порядка. Монтессори заметила, что дети от рождения и до 4 лет требуют внешнего порядка в окружающем его мире. Пик этой фазы приходит на двухлетний возраст. В этом время малыши ставят все вещи на свои места и относятся к этому практически как к ритуалу. В период порядка внешний и внутренний ритм жизни ребенка связан как никогда. Именно в это время, как утверждает Монтессори, ребенок познает окружающий мир, пропуская его через себя. Поэтому так важно не упустить эту сенситивную фазу.

Признаки сенситивной фазы

Можно привести простой пример главного признака периода порядка. Например, в семье заведено собираться за обедом всем вместе. На протяжении долгого времени, члены семьи рассаживались в определенном порядке: рядом с малышом садилась мама, потом папа, напротив ребенка сидели бабушка и дедушка. Но вот в один день, мама задержалась у плиты и бабушка села рядом с ребенком, а папа – напротив него. Вы определенно заметите, что ребенок нервничает. Он начнет капризничать, плакать, отказываться кушать. Это и будет главным признаком тяги к порядку – ребенок требует, чтобы все расселись по своим местам. Как только члены семьи сядут так, как привык ребенок, он сразу успокоится.

Ребенок пропускает окружающий мир через себя. А значит, если среда, которая окружает его, находится в порядке, красива и уютна – то же самое будет происходить и в его внутреннем мире. Именно поэтому так важно, чтобы маленький мир ребенка был упорядочен, рационален и красив. Как только ребенок открывает глаза, он должен видеть вокруг себя только порядок – все вещи должны находиться на своих местах. Даже самый небольшой беспорядок будет расстраивать малыша, потому что сейчас он стремиться к  практически ритуальному поддержанию порядка, превращая в особенные действия любой процесс: от готовки еды и до завязывания шнурков.

Кроме периода порядка, Мария Монтессори также выделила такие сенситивные периоды, как период развития движения, языка. Чувств, социальных навыков и интереса к маленьким предметам.

Еще одним открытием Монтессори стало явления Нормализации. Педагог утверждала, что позволяя ребенку созидать и изучать окружающий мир свободно, без ограничений, все вспышки детской энергии сливаются в одну. Таким образом, получается абсолютно другая личность – новый ребенок.

Именно поэтому, как утверждала Монтессори, необходимо чтобы все предметы, с которыми взаимодействует малыш, интересовали его и побуждали к действиям. Ребенок должен точно знать, как используется тот или иной предмет и сознательно работать с ним, как это предусмотрено самим предметом.

Однако осознавать предназначение предмета и правила работы с ним ребенок должен сам. Именно в этом и заключается свобода действий ребенка – он манипулирует предметом как ему кажется правильным до тех пор, пока не найдет ответы на свои вопросы. Преподаватель или родители не должны вмешиваться в познавательные процесс ребенка, потому что свобода действий – самая важная свобода для малыша. Именно она является как способом, так и целью работы с ребенком. В итоге должен получиться человек, который не будет бояться экспериментировать и узнавать новое. Ему будет интересен окружающий мир, и который с детства будет полагаться на свои силы и не ждать помощи от других.

Свободная зона

Для Марии Монтессори образование детей, то есть их энциклопедические знания, не играли ведущей роли. Ее задачей было создать такую среду обучения малышей, где весь дидактический материал будет находиться в свободном доступе, а от желания ребенка будет зависеть, что именно он будет сегодня изучать. Свое индивидуальное обучение Монтессори строила на основании свободного выбора ребенка и его свободных действий. На уроках Монтессори учитель не должен контролировать процесс обучения, он никак не ограничивает свободу детей, а наоборот, поощряет ее. Ребенок же не только сам выбирает материал для изучения, но и сам проверяет себя на ошибки.

Так как среда обучения продумана неимоверно четко и все предметы, которые там находятся, служат для развития тех или иных способностей малыша, ему спокойно можно дать абсолютную свободу. Ведь, за что бы ребенок ни взялся, этот предмет поможет ему познать мир, развить свои способности. Именно поэтому дети свободно ходят по классу от стола к столу и меняют вид деятельности, как им заблагорассудится.

Несмотря на абсолютную свободу ребенка, никто не увидит на уроке в школе Монтессори беспорядок и озорство.

Стоит заметить, что, несмотря на абсолютную свободу ребенка, никто не увидит на уроке в школе Монтессори беспорядок и озорство. Как говорила сама Монтессори, двери обычных школ держат закрытыми, а самих учеников заставляют тихо сидеть за партами, лишь потому, что скучающий ученик с большим удовольствием сбежал бы с уроков, будь у него возможность. На уроках Монтессори нет места скуке. Дети всегда чем-то заняты, чем-то увлечены, поэтому-то им и не нужны другие развлечения кроме представленных дидактических материалов.

Как уже было сказано, ребенок стремится к порядку в окружающем его мире. Поэтому, взяв тот или иной предмет, он обязательно поставит его на место, когда закончит работу с ним. Это удивляет как родителей, так и классических педагогов. По их мнению, как только учитель перестает полностью контролировать ситуацию, дети начнут носиться с дикими криками и крушить все на своём пути. Но опять-таки, ребенок будет носиться по классу и кричать только в том случае, если ему будет больше нечего делать. А именно это  зачастую и происходит в обычных школах.

Заинтересованность ребенка в дидактических материалах объясняется удивительной притягательностью этих предметов. Они ярки и интересные, а значит, сразу привлекают внимание детей. Ну а если ребенок заинтересуется тем или иным предметом, он сразу захочет изучить его более подробно.

Поэтому-то ребенок так сосредоточенно пытается разобраться в принципах действия того или иного предмета, который взял с полки. Притягательность материала становится мотивацией деятельности ребенка. Отсутствие помощи со стороны учителя совершенно не волнует ребенка, ведь он и сам стремится самостоятельно во всем разобраться. Учитель контролирует процесс познания ребенка лишь косвенно, наблюдая за ним и помогая, если об этом просят.

Монтессори основала работу своей школы на принципе спонтанного и опосредованного обучения. Ребенок уверен, что просто играет, но на самом деле – он учится. Просто это обучение проходит так легко и весело, что не вызывает у малыша никакой усталости и скуки.

Например, играя с кубиками, сам ребенок ставит перед собой цель построить башню. Но на самом деле, помимо игры, ребенок достигнет второй цели: разовьет зрение, мелкую моторику, координацию движений, а также научится концентрировать свое внимание. То есть каждый дидактический материал содержит в себе две цели: ту, которую поставил себе ребенок, выбрав дидактический материал и ту, которую поставил себе взрослый, создав этот материал.

NeoLove.ru на Яндекс.Дзен
Мне нравится 2
    Оставьте комментарий
    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе


    Другие статьи по этой теме

    Методика Монтессори - Обучение в детском саду Монтессори
    Обучение в детском саду Монтессори

    Методика Монтессори /Отзывы (2)

    Каждый учебный день в группе-Монтессори начинается со свободной работы. Когда малыши приходят в группу, им никто не помогает раздеться – они это...

    Методика Монтессори - Монтессори-педагогика: глаза в глаза с детьми
    Монтессори-педагогика: глаза в глаза с детьми

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    В Монтессори-педагогике очень простая главная идея – ребенок определяет все. На вводных занятиях специально обученные педагоги разъясняют...

    Методика Монтессори - Материалы Монтессори. Зачем они нужны?
    Материалы Монтессори. Зачем они нужны?

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Будучи дипломированным врачом, Мария Монтессори заботилась не только о духовном и умственном развитии ребенка, но и о его физиологических...

    Методика Монтессори - Свобода действий в группах Монтессори
    Свобода действий в группах Монтессори

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Любой педагог, работающий по системе Монтессори, не раз видел, как родители ограничивают свободу действий своего ребенка. Приведя его в группу,...

    Методика Монтессори - Специфика Монтессори-педагогики
    Специфика Монтессори-педагогики

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Каждый ребенок изначально приходит в этот мир с большим потенциалом. Он может стать кем угодно – все будет зависеть только от его желания и от...

    Методика Монтессори - Монтессори-социализация. Это когда тебя понимают…
    Монтессори-социализация. Это когда тебя понимают…

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    В методике Монтессори социальные навыки по-другому называются коммуникабельностью. Только коммуникабельность – качество интуитивно воспринимаемое,...

    Методика Монтессори - Развиваем речь и письмо
    Развиваем речь и письмо

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Обучение письму и говорению требует длительной подготовки. Ведь только взрослым кажется, что эти действия элементарны и не требуют особых усилий,...

    Методика Монтессори - Поощрение в педагогике Монтессори
    Поощрение в педагогике Монтессори

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Некоторые родители, чьи дети посещают Монтессори-группы, удивляются, ведь на занятиях не разрешается говорить детям «Молодец!». Все мы привыкли...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье