Один за другим открывались институты и академии, где ученые умы старались изучить и применить на практике педагогические идеи Монтессори. Одновременно с учреждениями, где идеи изучались теоретически, создавались школы, где они применялись в работе с детьми. Миллионы детей, посещая группы-Монтессори, развивались и получали удовольствие от обучения. Школа Монтессори даже была занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самая многочисленная.
Школы Монтессори могут гордиться своими выпускниками, ведь среди них можно встретить довольно известных людей. Например, в такой школе училась дочь Билла Клинтона, и даже внуки и правнуки Льва Толстого. Эффективность школ Монтессори привела к тому, что в некоторых странах такие учреждения были признаны официальными государственными школами и детскими садами. Так что великая женщина, педагог и врач все-таки донесла свою идею многим людям.
Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Умерла она в возрасте 82 лет в Голландии. Целых 82 года Монтессори работала, совершала открытия в педагогике и боролась за права, как женщин, так и детей. Эта женщина удивила всю Италию, впервые получив докторскую степень и став первой женщиной-врачом во всей Италии. Несмотря на то, что она добилась признания, преподавала в Римском университете, получила ученую степень, она не останавливалась на достигнутом. Желая помочь детям получить достойное образование и стать гармонично развитой личностью, Мария Монтессори основывает «Дом ребенка» в одном из самых бедных кварталов Рима. Именно о работе в этой школе она написала великий труд «Дом ребенка. Метод научной педагогики». По всему миру книга эта переиздавалась огромное количество раз.
Предпосылки создания методики Монтессори
Не стоит долго думать, чтобы понять причину нелюбви к методике Марии Монтессори со стороны диктаторов. Как Муссолини, так и Сталин, и Гитлер, поспешили запретить применение методики Монтессори, как только пришли к власти. Причиной такого отношения к методике раннего развития стала пропаганда Марии Монтессори развития свободной личности, умеющей думать и рассуждать без чьей либо помощи. Мария Монтессори изначально взяла курс на формирование чувства независимости и самостоятельности у детей, чем, разумеется, вызвала негодование со стороны вождей, желающих держать свой народ «в узде». Ни одному из сильных мира сего не было выгодно воспитывать в своей стране людей, способных противоречить их приказам и установкам. Именно поэтому методику Монтессори не только запретили, но и начали гонения всех единомышленников великого педагога.
Биография Марии Монтессори полностью объясняет ее свободолюбие. Будучи еще молодой девушкой, Монтессори яро сражалась за равные права женщин и мужчин. Она требовала, чтобы женщинам разрешили получать образование. Поразив всех своей смелостью и твердым характером, она поступает в мужскую гимназию, а потом и в университет. И все это происходит в конце 19-го века, когда подобное поведение было более чем не свойственно девушкам, особенно в Италии. Окончив университет, Монтессори становится первой итальянской женщиной-медиком. Она имеет степень доктора медицины, но, разумеется, в те времена женщинам медикам не доверяли, поэтому она еще очень долго не могла найти работу по специальности.
Начало пути Марии Монтессори
Через некоторое время, Монтессори начала работать в клинике для умственно отсталых детей. Наблюдая за этими детками, Монтессори неимоверно сочувствовала им и старалась облегчить их существование в лечебнице. Монтессори утверждала, что таким детям будет гораздо легче развиваться, если они не будут находиться в больничных палатах, как в тюрьмах. Она предложила обеспечить умственно отсталым детям уютные помещения, светлые и просторные игровые комнаты, игрушки и всевозможные развивающие занятия. Таким образом, она надеется улучшить состояние больных детей и способствовать их умственному развитию. Монтессори также уверена в том, что если бы с больными детьми контактировали взрослые, общались бы с ними и играли, то эти дети имели бы все шансы вылечиться и адаптироваться в обществе.
Не забываем, что эти идеи родились у молодого врача в конце 19-го века – в годы, когда с психически больными людьми никто не работал. Все, на что могли надеяться взрослые и дети с психическими отклонениями – это быть изолированными от общества в специальных лечебницах. Условия жизни в этих лечебницах мало чем отличались от условий жизни тюремного заключенного. Для традиционной медицины того времени идеи Монтессори были неприемлемы и возмутительны.
Несмотря на возмущенную общественность, Монтессори, как всегда идет против окружающих на пути к своей цели. Она решает попробовать помочь детям, страдающим психическими отклонениями. Для начала, Мария Монтессори проводит опыты и эксперименты в Римском Университете. После проведенных исследований, в 1900 году Монтессори начинает свою работу в Ортофренической школе. Это была первая европейская школа, в которой занимались детьми с аномальным развитием. Мария Монтессори становится во главе этой необычной школы и начинает свою работу.
Дети с отставанием умственного развития, которые учились в Ортофренической школе, зачастую не умели говорить или плохо говорили. Для развития речи у этих детей Монтессори создала упражнения, благодаря которым через тренировку мелкой моторики рук и пальцев, у детей развивалась речь. В пальцах находятся нервные окончания, которые при их работе стимулируют речевые центры в коре головного мозга, тем самым обеспечивают развитие этих центров.
Чтобы детям с задержкой развития было легче понимать воспитателей, были придуманы пособия и игры. С их помощью дети могли изучать окружающий мир не только по рассказам преподавателей, но и из собственного опыта. Уникальные дидактические игры Марии Монтессори помогли развивать сенсорное восприятие детей, и вместе с ним активизировало умственное развитие в целом.
Работа Монтессори не прошла даром. Ее разработки игр, упражнений и учебных пособий приносили результаты. Через некоторое время умственно отсталые дети не только научились читать, писать и считать, но и сделали это раньше своих здоровых сверстников. Удивлению персонала и родителей деток не было конца, и методика Монтессори получила мировую известность.
Открытие школы
Успех методики обучения заставил Монтессори задуматься над теми возможностями, которые открывались перед ней. Если дети с умственным отклонением могут достигнуть невероятных результатов, то каких высот можно добиться, работая с психически здоровыми детьми? Чтобы ответить на этот вопрос, Монтессори открывает школу, где занимается со здоровыми детьми. Школа открывается в самом бедном районе Рима в 1907 году и носит название «Дом Ребенка». Теперь, как уверенна Мария Монтессори, все дети будут находиться в равных условиях, ведь как здоровым, так и больным предоставлены методики раннего развития.
Мария Монтессори была убеждена в том, что самое главное для эффективного обучения – это создание активной развивающей среды. Весь процесс обучения должен быть тщательно продуман и не вмещать в себя ненужные, лишние элементы. Находясь в обучающей среде, ребенок должен быть окружен только теми предметами, которые будут влиять на его развитие, выполнять свою определенную функцию. Первым шагом к революции в процессе образования было отказ от парт. Мария Монтессори избавилась от мебели, которая у всех и всегда ассоциировалась со школой и обучением. Такое решение она объясняет тем, что постоянное нахождение за партой закрепощает ребенка, не дает ему активно познавать окружающий мир и, соответственно, обучаться. В классах Монтессори и по сей день, нет парт – вместо них стоят легкие столики, которые можно передвигать, как заблагорассудится и коврики, на которых при желании можно сидеть. Все предметы в классе мобильны и дети могут заниматься там, где им удобно на данный момент.
Занимаясь с, абсолютно, разновозрастными детьми, Монтессори каждый день совершенствовала свои методики, внедряла в них новые игры и упражнения. На собственном опыте, исходя из предпочтений учеников, она выбирала оптимальную мебель для класса, форму стульев и столов. Мария Монтессори настолько серьезно относилась к своему делу, что не упустила даже самой маленькой детали. Это был самокритичный и требовательный педагог, который оставлял в своей методике только то, что давало наивысшие результаты. Именно поэтому программа развития Марии Монтессори не только популярна до сегодняшнего дня, но и постоянно дает отличные результаты, а ее методические рекомендации до сих пор называют Золотым материалом Монтессори.
Однако, главным в работе Монтессори, несмотря на ее внимание к деталям, все равно остается ребенок. Каждого ребенка она видит как уникальную и неповторимую личность. По утверждению Монтессори ребенок, будучи индивидуальностью, имеет право выбирать свои интересы, а значит, имеет право и на систему обучения, учитывающую индивидуальные особенности ребенка. Но в начале 20-го века, как впрочем, и по сей день, такую систему очень трудно найти. Учитель не может работать со всеми детьми. При этом учитывая особенности каждого. Также невозможно приставить к каждому ученику собственного учителя. Тем не менее, Монтессори нашла способ обеспечить индивидуальный подход в классе, состоящем из сорока детей. Как она это сделала? Она просто дала детям возможность самостоятельно выбирать программу обучения. Именно ребенок выбирает, что он будет изучать на уроке, а в классе Монтессори, всегда найдется предмет, который заинтересует ребенка.
Суть системы обучения Марии Монтессори заключается в полной свободе действий каждого ученика. Учитель только предоставляет выбор детям и помогает им в освоении того предмета, который их заинтересовал.
Однако Монтессори не забывает и о том, что свобода одного человека должна заканчиваться там, где начинается свобода другого человека. Монтессори создала в своей школе маленькое подобие демократичного общества, где каждый должен уважать права другого и быть ответственным за свои поступки. Заметим, что на тот момент общество было очень далеко от идеалов демократии. Благодаря принципам работы Монтессори дети были воспитаны, прекрасно понимали, в какое время можно играть, а в какое – пора заняться обучением. Дети в классах Монтессори знают, что никто не уберет их игрушки после игры и делают это сами без напоминаний. Именно в этих школах можно увидеть, как абсолютно разные дети занимаются в одном классе, стараясь не мешать друг-другу.
Монтессори не делила детей на классы, которые так привычно видеть нам в школах. В одной группе могли заниматься дети разных возрастов. Тем не менее, среди них никогда не замечали конфликтов и непонимания, потому что новоприбывшие дети сразу усваивали установленные в коллективе порядки. Старшие ученики учат младших, помогают им и подают хороший пример. Для школы Монтессори взаимопомощь – это абсолютно нормальное явление. Дети без проблем учат друг друга, в то время как учитель играет роль стороннего наблюдателя. Учитель может работать с учеником только в том случае, если сам ученик этого попросит, в любой другой ситуации учитель остается в стороне от процесса познания мира.
Особенности школы Монтессори
Помещения в школах Монтессори разбиты на пять секторов. В каждом секторе расположены те или иные дидактические материалы. Различается сектор практической жизни, где ребенок обучается самообслуживанию, учится выполнять основные действия, необходимые ему в реальной жизни. Так, например, дети могут постирать вещи в тазу, потом прогладить их утюгом, могут приготовить салат и привести одежду в порядок, пришив пуговицу или почистив ботинки. Сектор сенсорного развития помогает ребенку развивать свои аналитические способности и анализаторы. Так, например, он может учиться различать предметы по их основным признакам: размеру, форме, текстуре, цвету, звуку и так далее. Математический сектор, как ясно из самого названия, находятся материалы, помогающие ребенку понять такие категории, как количество, символ и математические операции. В языковом секторе дети осваивают чтение и письмо. Последний сектор, пяты, часто называют «космическим», так как дает ребёнку представление об окружающем мире, о причинах и следствиях тех или иных природных явлений, также в этом секторе ребенок изучает историю разных народов, их традиции и культуру.
Все материалы, разработанные для школы Монтессори, помогают ребенку на практике узнать все то, что в обычной школе он мог узнать только из теории. Благодаря наглядности и конкретности, эти материалы очень эффективно помогают детям усвоить необходимые знания и более того, уметь применить их на практике. Благодаря работе с ними, дети убеждаются, что Земля действительно круглая и вращается вокруг Солнца, что в сотне десять десятков и тому подобное.
Крайне важным для Монтессори являлись занятия в первом секторе – секторе самообслуживания. Умение детей завязывать шнурки быстро и аккуратно, пользоваться иглой и ниткой, умение быстро справляться даже с самыми мелкими пуговицами на одежде помогает детям не только обслуживать себя без помощи родителей. Все эти действия развивают мелкую моторику рук, а значит, способствует скорейшему овладению навыка письма и чтения. Поэтому Монтессори и считала практические действия крайне важными для ребенка.