Согласно научным исследованиям, к концу первого года жизни ребенка его мозг достигает 60% развития, а в три года – всех 80%. Здорово? Конечно! Развитие мозга происходит благодаря развитию нервной системы. Если мозг представить в виде здания, то до девяти месяцев закладывается фундамент, строятся стены и крыша. Потом это здание обзаводится обстановкой, т. е. информацией. И получается, что к трем годам мозг ребенка накапливает и систематизирует большую часть информации об окружающем его мире.
Некоторые пособия по раннему развитию рекомендуют начинать обучение с самых первых дней жизни ребенка, начинать обучение авторы таких методик советуют с чтения и счета, потом перейти к рисованию, иностранному языку и музыке.
Процесс обучения
Раннее развитие предполагает создание условий, благоприятных для развития потенциала, заложенного в ребенке: правильное питание, сенсорное и двигательное развитие, формирование его физического и психического здоровья. Но раннее развитие не означает, что нужно преждевременно прививать ребенку навыки, овладеть которыми в силу физиологических причин он пока не в состоянии.
Запомните: раннее развитие не направлено на то, чтобы опередить общеобразовательную программу, оно должно сформировать у ребенка желание получать навыки и знания, необходимые для последующего его успешного обучения.
Существует много причин, по которым родители начинают заниматься с ребенком ранним развитием, т.е. обучением через игры, чтением книг, разговорами: это желание дать ребенку то, что не получили в детстве сами родители, желание вырастить вундеркинда, но основная причина – это проявление родительской заботы о ребенке.
Не все так просто
Восприятие мира у детей и взрослых происходит диаметрально противоположным образом. Ребенок в первую очередь «строит дом» – систему мышления, а взрослый главным образом «обустраивает дом» – накапливает информацию. Поэтому методика развития должна быть направлена на развитие ребенка посредством всех его систем восприятия, но ни в коем случае не за счет раннего обучения читать или считать.
Поэтому при выборе методики обязательно нужно обратить внимание на то, что нельзя чрезмерно нагружать ребенка обучением, это может повредить его поэтапному естественному развитию.
Ребенок лучше всего усваивает то, что видит и слышит, то что дает ему непосредственное общение со взрослыми. Видеть он должен не буквы и цифры, а окружающий его мир и человеческие отношения. В раннем детстве ребенок хорошо запоминает звуковую информацию, в три года он может наизусть рассказать стишок, который слышал от родителей в полтора года и который ему ни разу больше не читали. Но в те же три года он не сможет повторить стишок или сказку, которые прочел сам в два года. Причина не в технике запоминания, а в эмоциональной стороне восприятия. Ребенок запоминает то, что получил при непосредственном общении, и что имеет эмоциональную окраску и спектр интонаций.
Так как опыт эмоциональной передачи информации у ребенка складывается в результате длительных ежедневных контактов со взрослыми, текст, который он самостоятельно читает, эмоциями не расцвечен.
Ребенку необходимо эмоциональное общение со взрослыми и окружающим миром, мир этот оживает в глазах ребенка благодаря испытываемым эмоциям, возникающим в процессе общения. А у родителей другие цели: они хотят, чтоб ребенок, самостоятельно читая и считая, сам себя занимал. Выходит, что родителям нужно чисто техническое использование возможностей развития ребенка, ограниченных его ранним возрастом, не расходующее на это слишком много времени, что-то вроде «Сейчас научим его всему, он будет все уметь и оставит нас в покое». Такие цели даже не всегда осознанны.
Какую методику выбрать
Стимулировать раннее развитие ребенка можно множеством разных способов. Так как все дети развиваются по-разному, универсальной инструкции, конечно же, нет, существуют лишь общие рекомендации. По поводу выбора оптимальной для вашего ребенка методики лучше всего посоветоваться со специалистом. Но так как лучше вас самих вашего ребенка никто знать не может, к выбору методики подходите с осторожностью, сами адаптируйте рекомендованные методики под вашего ребенка. Возможно использование сочетания элементов различных методик.
Если вы задались целью воспитать в ребенке, к примеру, великого композитора, не старайтесь направлять его развитие в одном направлении. У полноценной личности должно быть много граней. Раннее развитие должно стимулировать познавательные способности ребенка, т.е. необходимо учесть, какие предпочтения имеет собственно сам ребенок, не надо приносить их в жертву вашим амбициям. Раннее развитие заключается, прежде всего, во всестороннем знакомстве ребенка с объектами внешнего мира.