Слушаем музыку
Полезно также прививать детям любовь к искусству, поэтому время от времени давайте им послушать отрывки классических произведений. Не слушайте музыку просто так, пусть ребенок чувствует ее: потанцуйте, потопайте ножками и похлопайте ручками в такт музыке. Для того, чтобы ребенок учился чувствовать ритм, каждый раз подбирайте разные мелодии: быстрые, медленные и среднего темпа. Не зацикливайтесь на одном жанре, расширяйте кругозор малыша разными жанрами.
Периодически знакомьте ребенка с известными во всем мире музыкальными произведениями и композиторами. Для того чтобы не тратить свое время на подбор нужной музыки используйте уже готовые сборники, например «Шедевры мировой музыки». С помощью подобных сборников ваш ребенок сможет узнать огромное количество самых великих музыкальных композиций.
Некоторые сборники составлены таким образом, что кроме самого произведения, ребенок узнает кое-что и о его авторе. Например, диктор может сначала объявлять имя композитора, рассказывать его краткую биографию, а затем будет следовать музыка. Но если вам не попался такой сборник, вы можете самостоятельно исполнить роль диктора, рассказав малышу всю необходимую информацию о произведении. Много рассказывать не нужно, так как ребенку будет сложно запомнить все. Ограничьтесь самым основным – этого вполне хватит.
Превратите обучение музыке в систему: повторяйте занятия ежедневно, садитесь с ребенком у магнитофона и включайте ту или иную композицию. Не нужно прокручивать композицию от начла до конца – дайте послушать лишь отрывок. Заранее подготовьтесь к занятию и перемотайте запись на то место, с которого хотите начать. Подготовка к прослушиванию музыки очень важна, так как это занятие должно быть ежедневным «праздником» и ребенок в момент слушанья не должен отвлекаться на посторонние явления.
Систему вы можете выбирать сами. Например, можно одну композицию разбить на семь отрывков и слушать их неделю – каждый день по кусочку. А можно каждый день прослушивать отрывок, прибавляя новый, таким образом, в воскресенье вы прослушаете всю композицию целиком.
Чтобы ребенок привык к музыке и любил ее, можно включать ее постоянно, как фон.
Музицируем
Начните обучение игры с предложения нажать одним пальчиком на одну клавишу: подведите ребенка к пианино и пусть он попробует нажать на клавишу. Если ребенок начинает баловаться, бить по клавиатуре или нажимать на клавиши ладонью, перенесите занятие на следующий день. Если и следующее занятие не увенчается успехом – отложите их на неделю или даже месяц.
Но если вашему ребенку понравилось нажимать на клавиши правильно, предложите ему сыграть песенку.
Используйте клавиши с низкими звуками, для того чтобы изобразить песенку про медведя или, например, волка.
Клавишами с высокими звуками вы сможете спеть песенку про птичку или мышку.
Играя то громко, то тихо, изобразите дождь с громом и молнией.
Подавайте ребенку пример – играйте такие песенки самостоятельно, а потом предложите малышу самостоятельно исполнить какую-нибудь мелодию. Если потребуется – помогайте ему нажимать пальчиком на нужную клавишу.
Около двух лет можете уже приступать к изучению настоящих, но простых песенок, которые можно сыграть на одной ноте («Андрей-воробей» и тому подобные песенки).
Если у вас в доме нет музыкальных инструментов, их успешно могут заменить детские ксилофоны, металлофоны, барабаны и даже свисток. Все эти инструменты помогут вашему малышу освоить игру на музыкальном инструменте.
Не засоряйте голову ребенка (да и свою тоже) лишними звуками, если у ребенка есть громко звучащие игрушки, ограничьте доступ к ним, пусть он играет ими недолго.
Также ограниченным в доступе должно быть пианино. Приучите ребенка, что он может пользоваться им только с вашего разрешения и при вашем присутствии. Это делается не только для того чтобы избежать лишних звуков в доме, но и чтобы уберечь детские пальчики от тяжелой крышки, закрывающей клавиши.
Слышим звуки
Чтобы развивать детский слух можете иногда играть с ребенком в такую игру: возьмите два предмета, которые издают разные громкие звуки, например коробок спичек и жестяную баночку с насыпанной туда крупой. Сначала продемонстрируйте ребенку как звучат оба предмета, затем заведите руки за спину и погремите одним из предметов за спиной, чтобы ребенок не видел. Задача малыша – угадать, как из предметов сейчас звучал.
Постепенно усложняйте задачу – увеличивайте количество предметов. Более того, используйте предметы, которые будут звучать похоже.
Далее вы смело можете использовать фортепиано для своей игры. Пусть ребенок угадывает клавишу, которую вы нажали. Начинайте с сильно различных клавиш и постепенно переходите к клавишам одной высоты.