1. Старайтесь почаще, даже, например, стоя в очереди, рисовать ребенку всевозможные лабиринты, чтобы он «проходил» по ним карандашиком. Чтобы ему не надоело это занятие, объясните, что из себя этот лабиринт представляет, куда ведет, кто должен по нему пройти. («Это лабиринт во дворце Кощея Бессмертного, у него огненные стены. Иван-Царевич должен пройти по нему и не коснуться стен, а то он сгорит»).
2. Научите ребенка обводить ребенка формы из серии «вкладыши и рамки Монтессори». Это полезно для развития рук. Полезно также заштриховывать их. Все фигуры надо заштриховывать под разными углами наклона и с разной степенью толщины линий. Добивайтесь, чтобы штрихование получалось разной интенсивности: от еле заметного, бледного до темного, яркого. Полезно также штрихование «сеточкой». В любых случаях ребенку потребуются образцы, поэтому и вам придется позаниматься штрихованием.
3. Обводить можно вообще все, попадется под руку: перевернутое блюдце, дно стакана, ложку, свою ладонь и т.п. Хорошо подходят для этих целей формочки для выпекания кексов и печенья.
4. Для детей в возрасте от одного до трех лет хорошо подойдут шнуровки фабричного изготовления, как плоские, так и объемные. Они прочны и безопасны. Для ребенка четырех лет задание можно усложнить, немного приблизив его к реальности. Сделайте шилом или тонким гвоздем отверстия в куске толстого картона. Эти отверстия должны быть расположены в каком-то определенном порядке и представлять собой узор, рисунок или геометрическую фигуру. Пусть ребенок попробует самостоятельно вышить эту фигуру при помощи большой толстой иглы и яркой толстой нити.
5. Пришить настоящей иголкой настоящую пуговицу вполне способен даже четырехлетний ребенок. Конечно, под вашим чутким руководством.
6. Хорошо развивает моторику рук нанизывание разнообразных предметов. Нанизывать можно все, у чего есть отверстия: бусинки, пуговицы, сушки, макароны, гайки и т.д. Можно делать бусы из кусочков картона различной формы, листьев деревьев, сухих или свежих, ягод рябины. Умение прокалывать аккуратные отверстия также полезно.
7. Нарисуйте ребенку на тетрадном листе в клетку не очень сложную дорожку. Если ребенку не трудно будет точно ее перерисовать, нарисуйте ему дорожку посложнее.
8. Аппликация доступна с очень раннего возраста. Если ваш ребенок еще совсем маленький, и вы боитесь давать ему в руки ножницы, пусть он рвет картинки из газет или журналов прямо руками, а вы наклеивайте оторванные кусочки на чистый лист бумаги, стараясь придавать им какую-либо форму. У вас может получиться вполне осмысленный коллаж. В три года, а иногда и ранее, ребенок может учиться вырезать ножницами, необходимо только, чтобы они были безопасными, и концы их были закруглены. Для начала можно вырезать фигурки и геометрические формы все из тех же газет и журналов и приклеивать их к листу бумаги. Потом можно перейти к вырезанию узоров из сложенных в несколько раз листов бумаги. Такое вырезание обладает неоспоримым преимуществом: как бы коряво ребенок ни вырезал, все равно у него получится узор, хотя бы отдаленно напоминающий звездочку или снежинку.
9. Можно плести из разноцветных бумажных полосок бумажные коврики. Это упражнение тренирует руки и аккуратность.
10. К лепке из пластилина можно приступать уже в два года, главное – чтобы задания были доступными для ребенка, и не забывать после занятий мыть руки. Лепите колечки, колбаски, шарики, разрезайте пластилиновую колбаску на множество маленьких кусочков пластиковым ножом, а потом слепляйте их снова. Из маленьких кусочков делайте лепешки. Можно надавить на такую лепешку монеткой, чтобы получился оттиск. Если вы боитесь давать ребенку пластилин, для него можно сделать соленое тесто. Игра с ним доставит ребенку удовольствие независимо от ее результатов. Тесто делается так: перемешать и замесить один стакан муки, один стакан соли, две трети стакана воды и одну столовую ложку подсолнечного масла. Если будет плохо лепиться, можно добавить немного воды. Такое тесто можно долго хранить в полиэтиленовом пакете в холодильнике. Чтобы фигурки, вылепленные из него, стали твердыми, их нужно запекать в духовке, чем дольше, тем лучше. Твердые фигурки можно раскрашивать красками. Всегда, когда вы замешиваете настоящее тесто, дайте полепить кусочек и ребенку.
11. Если ваш малыш ну никак не желает рисовать кистью, дайте ему попробовать порисовать пальцами. Рисовать можно одним или двумя пальцами, а то и всеми сразу одновременно. Каждый палец ребенок опускает в определенную краску и ставит по очереди на бумагу. Так у него получаются бусы, салют или что-нибудь еще. Закончить такой рисунок лучше всего карандашами или фломастерами.