Можно рисовать акварелью, гуашью, деревянными или восковыми карандашами, фломастерами, масляной пастелью, мелом и т.д.
Рисуйте на обыкновенной бумаге, на цветной бумаге, на плотной бумаге, на рифленой бумаге (например, обойной), на картоне, на пластмассовом столике, на стене в ванной, на асфальте, на других предметах и материалах.
Если вы решили, что вашему ребенку уже пора учиться рисовать, соблюдайте несколько следующих принципов:
- Не надо просить ребенка нарисовать на заказ что-то конкретное, лучше предложить на выбор несколько вариантов, только не надо настаивать, чтобы ребенок обязательно выбрал что-то из того, что вы предложили, пусть рисует то, что хочет сам;
- Никогда нельзя критиковать работы юного художника, конечно, ему еще далеко до совершенства, но рисует он с душой, и, если он будет постоянно слышать вашу критику, у него может вообще пропасть желание к этому занятию;
- Никогда и ни с какой целью нельзя ничего дорисовывать и улучшать в рисунках ребенка, это обидит его, подчеркнет его неполноценность и невозможность хорошо рисовать самостоятельно (многие родители делают это для того, чтобы продемонстрировать родственникам и знакомым рисунки ребенка);
- Нельзя учить ребенка рисованию какого-либо конкретного образа, это убьет его фантазию, наложит штампы вашего видения на те или иные изображения, лучше научить его приемам работы с различными материалами, рисованию разных форм, а из этого опыта он сам пусть извлекает пользу и рисует необычные, не похожие ни на чьи образы существ или предметов;
- Вы должны поощрять нестандартные приемы работы или решения образов, чтобы ребенок понял, что самое главное – это его фантазия;
- Обсуждайте с ребенком и рассматривайте с ним его прошлые работы, пусть он не забывает, что уже умеет рисовать, что уже однажды у него получалось очень хорошо; вывешивайте его рисунки на стену;
- Рассматривайте рисунки других детей, чтобы ваш ребенок захотел нарисовать не хуже их;
- Изучайте с ребенком репродукции картин известных художников, посещайте музеи изобразительного искусства.
Какие основные приемы работы с материалами должен освоить ваш ребенок?
Работа с краской:
- Правильно держать в руке кисточку;
- Правильно набирать ею краску (не набирать больше, чем это необходимо);
- Правильно снимать с кисточки лишнюю краску о край баночки;
- Не прижимать к бумаге всю кисточку, а касаться ее только кончиком щетины;
- Не царапать бумагу металлическим зажимом;
- Делать пятнышки и полоски на бумаге;
- Закрашивать весь лист или часть листа, как на работах Василия Кандинского;
- Видеть в случайных рисунках определенные образы (развивать фантазию);
- На листе или палитре смешивать краски;
- Получать более бледные цветовые оттенки путем смешивания нужной краски с водой или белой краской;
- Обращать внимание на то, как ведет себя краска на мокрой бумаге, на рифленой, цветной, шершавой, глянцевой бумаге и картоне.
Работа с фломастерами, карандашами, мелками, пастелью:
- Правильно держать в руке фломастер (карандаш и т.д.);
- Водить им по бумаге, нажимая не сильно и не разрывая ее;
- Рисовать линии, точки, овалы, круги;
- Закрашивать фигуры.
Лепка из пластилина:
- Отрывать от бруска кусочки пластилина и разминать их пальцами;
- Приклеивать и размазывать пластилин по бумаге или картону;
- Катать пластилин по столу, скатывать из него шарики и колбаски;
- Прикреплять скатанные колбаски к бумаге (просто так и к нарисованным вами сюжетным картинкам – дорожкам и др.);
- Влеплять в размазанный по картону пластилин различные мелкие предметы: бусинки, пуговицы, бисер, скрепки, макаронины, крупу, спички, палочки, скорлупки от орехов, маленькие камушки, другие природные материалы, кусочки ткани, веревочки, проволоку;
- Рисовать на пластилине старыми карандашами, палочками, спичками;
- Оставлять в пластилине отпечатки крышек старых фломастеров, пузырьков, ключей, других мелких предметов, делая из них простые рисунки или узоры.
Все эти навыки помогут ребенку развить свою фантазию, научиться владению различными приемами работы с разнообразными материалами. Остальное покажет время.