- Этапы развития речи дошкольника
- Занятия для развития речи дошкольников: игра
- Занятия для развития речи дошкольников: скороговорки, детские стихи, загадки
- Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики
Следует отметить, что правильная речь дошкольника является основным показателем его готовности к обучению в школе. Если у ребенка существуют определенные дефекты речи, то в дальнейшем это может привести к неуспеваемости, проблемам в общении со сверстниками и формированию неуверенности в собственных силах. Таким образом, современные родители должны начинать заботиться о развитии речи своего чада с самого раннего возраста. Логопеды и дефектологи предупреждают родителей о том, что нарушения речи у малыша не исчезнут самопроизвольно по мере его роста и развития. Если вы выявили у ребенка задержку речевого развития или дефект речи, следует сразу обращаться за помощью к специалистам. Ведь со временем данные речевые проблемы могут усугубиться и перейти в стойкие нарушения.
Особое значение для развития у ребенка речи имеет общение с родителями и совместные систематические занятия с ними. Чтобы занятия для развития речи были эффективными родители должны знать основные этапы развития речи ребенка.
Этапы развития речи дошкольника
Специалисты отмечают следующие этапы развития речи у детей дошкольного возраста:
- 3–4 года. В данном возрастном диапазоне малыш называет форму, цвет, величину и качество предмета. Использует обобщающие слова: мебель, одежда, инструменты, овощи и т.д. В процессе рассматривания картинки или предмета на вопросы взрослого отвечает односложно. Может с родителями составить 3–4 предложения описательного характера по иллюстрации. Малыш активно пересказывает любимые сказки.
- 4–5 лет. Малыш употребляет в процессе общения прилагательные, которые обозначают свойства предметов, глаголы, характеризующие трудовые действия, а также существительные. Легко ориентируется в месторасположении предметов, времени суток, а также отлично описывает настроение людей. Малыш в этот период совершенствует навыки общения с помощью диалога, а также активно задает вопросы и на них отвечает. Ребенок уже умеет пересказывать небольшие рассказы и составлять по сюжетной картинке короткие истории.
- 5–6 лет. Дети в этом возрастом диапазоне употребляют в правильной форме и точно по смыслу все части речи. Кроме этого, ребенок связно и последовательно пересказывает литературные произведения небольших объемов, а также составляет самостоятельно маленькие рассказы. Может непринужденно общаться с взрослым, задавая вопросы по теме и правильно на них отвечать.
- 6–7 лет. Для этого возрастного периода характерен богатый словарный запас, а также использование в процессе общения антонимов и синонимов. У ребенка вырабатывается культура речевого общения. Он может самостоятельно и с выразительностью передать содержание услышанного произведения. Кроме этого, ребенок легко составляет по картинке или серии картинок связный рассказ творческого характера.
Следует отметить, что данные этапы развития речи являются условными и не учитывают индивидуальные особенности каждого малыша. Если вы зафиксировали у ребенка определенные проблемы формирования речи, то систематические занятия помогут исправить ситуацию.
Занятия для развития речи дошкольников: игра
Каждый родитель должен обязательно найти время для своего чада и в легкой игровой форме проводить короткие занятия для развития речи. Педагоги рекомендуют в процессе занятия преследовать следующие цели:
- формировать и пополнять словарный запас ребенка, развивать его логическое мышление;
- помочь овладеть навыками связной речи и научить строить предложения;
- корректировать звуковую сторону речи в тесной взаимосвязи с развитием звукового анализа слов и формировании фонематического слуха.
Предлагаем варианты игр с малышом, которые помогут активнее развить речь ребенка:
Игры с разными словами
Данная подборка занимательных игр поможет ребенку развить речь, научит сравнивать и анализировать, а также будет способствовать развитию внимания и памяти. Кроме этого, малыш сможет в будущем самостоятельно описывать и характеризовать по внешним признакам различные предметы.
«Выбираем прилагательные»
Эта игра пользуется у детей большой популярностью, независимо от возрастной категории. Суть игры состоит в том, что родители демонстрируют малышу игрушку или картинку, а он должен назвать максимальное количество признаков, характеризующие данный объект. Например, «лиса» – рыжая, хитрая, быстрая, красивая и т.д. Игру рекомендуется со временем усложнить. Ребенок должен подобрать к исходному прилагательному актуальные существительные. Например: «красный» – томат, мак, роза, яблоко и т.д.
«Кто что делает»
Данная игра помогает обогатить словарный запас глаголами. Для занятия нужно приготовить тематические карточки. Далее родитель демонстрирует ребенку карточку и задает вопрос: «Что можно с ним делать?» или «Для чего это необходимо?». Игру через время рекомендуется усложнить, добавив в нее мимику и жесты. Например. Дети должны назвать род деятельности по определенным действиям взрослого.
«Объект и его действия»
Игра способствует интенсивному развитию речи ребенка. Ее смысл заключается в том, что малышу предлагается определить объекты, совершающие определенные действия. Например: «Что и кто летает?» – птица, самолет, муха, снежинка, пух и т.д.
Игры на тему: «На что похоже»
Данная категория игр является эффективным методом развития речи у детей любой возрастной категории. На первоначальном этапе для занятия потребуется определенный игровой материал: муляжи овощей, ракушка, сосновая шишка, лоскуток ткани, кусочек меха и т.д. В дальнейшем для игры можно использовать только слова. Правила игры заключаются в том, что ребенок отвечает на вопросы, аргументируя собственный ответ. Например: «На что похож сухой листок или кусочек меха?». Далее родители задают дополнительные вопросы: «Почему?», «Чем?». Вариаций этой игры большое количество. Рассмотрим самые популярные из них.
«Буквы и цифры»
Эта игра замечательно развивает речь, образное мышление, фантазию и умение концентрировать внимание на необходимом объекте. Для занятия потребуются изображения букв и цифр, которые находятся на отдельных больших листах. Ребенку предлагается рассмотреть сначала одну букву или цифру, а потом назвать предметы, явления, на которые данные изображения похожи. Кроме этого, малыш может нарисовать собственные ассоциации или придумать историю об увиденном объекте. Далее количество детских ассоциаций на один объект должно постепенно увеличиваться.
«Дорисуй картинку»
Смысл этой игры заключается в следующем: ребенку предлагают рассмотреть нарисованную на альбомном листе какую-либо незаконченную геометрическую фигуру и просят по-своему усмотрению дорисовать необходимые элементы к фигуре. На следующем занятии можно увеличить количество фигур или линий на рисунке.
«Аргументируй»
Эта игра используется на занятиях для развития речи с дошкольниками возрастной категории 5–7 лет. Для занятия потребуются предметные карточки разнообразной тематики. Лучше всего проводить данную игру с небольшой группой детей. Ведущий выбирает одну предметную карточку и, никому не показывая, рассматривает изображение. Далее ребенок задает участникам игры ряд вопросов: «На что это похоже?», «Какой у него цвет?» и т.д. Каждый из детей должен предложить собственный вариант ответа. После этого, ведущий открывает перевернутое изображение и предлагает игрокам «защитить» свои версии с помощью аргументаций.
Эта игра замечательно развивает речь, а также формирует умения правильно строить предложения, делать выводы и учит навыкам доказывать собственную точку зрения с помощью конкретных фактов.
Игра на тему: «Кто откуда»
Эта игра эффективно развивает речевые навыки ребенка, учит определять взаимосвязь и общие закономерности между объектами. Для этого нужно подготовить тематические карточки и ознакомить ребенка с ними. Например, если вы демонстрируете малышу изображения животных, то обратите внимание на их внешние характеристики, среду обитания и умения к ней приспосабливаться. Птицы используют крылья, рыбы – плавники и т.д.
Занятие для развития речи проводится следующим образом: ребенку показывают изображения моря и леса, на данные среды обитания нужно выбрать и распределить картинки с различными животными, аргументируя собственные действия. Далее покажите ребенку часть какого-либо животного: хвост, лапы, уши, и предложить ему определить данное животное и место его обитание. После аргументаций ребенку демонстрируют целостную картинку этого животного, и он формулирует вывод о правильности собственных доводов.
Игра на тему «Лавина слов»
Данная категория игр замечательно развивает речь, пополняет словарный запас, активизирует память и внимание ребенка. Вариаций этой игры большое количество. Рассмотрим некоторые из них.
«В корзину я положил…»
Взрослый начинает игру следующей фразой: «В корзину я положил грушу». Малыш повторяет это предложение и добавляет собственный вариант: «В корзину я положил грушу и персик». Следующий игрок добавляет свой вариант, повторяя предыдущую фразу.
Для детей старшего возраста рекомендуется добавлять слова, начинающие на одну букву: «В корзину я положил ананас, абрикос, авокадо…». Кроме этого, играть можно, сохраняя последовательность букв в алфавите: «В корзину я положил апельсин, баклажан, виноград…». Для наглядности перед ребенком должен находиться плакат с изображениями букв алфавита.
«Бесконечная история»
Данная игра направлена не только на запоминание слов и их последовательности, но и сохранения смысла предложения. Для игры выбирается любое слово и к нему добавляются другие слова, которые формируют небольшой рассказ. Новые слова можно ставить в любой части предложения. Например: выбираем слово – цветок. Один ребенок придумывает начало истории – вырос цветок. Другой ребенок продолжает – на поляне вырос цветок. Третий малыш – на поляне вырос прекрасный цветок и т.д.
Все занятия для развития речи, которые проводятся в игровой форме разнообразные и носят творческий характер. Благодаря играм у ребенка формируется культура речи, стимулируется речевая активность и навыки общения.
Чтобы занятия для развития речи дошкольников были эффективными и приносили максимум пользы, родители должны следить за настроением ребенка, не подавлять его эмоции и учитывать его речевые возможности. Взрослые не должны думать, что после нескольких игр малыш начнет использовать в процессе общения правильные формы слова на морфологическом, синтаксическом и грамматическом уровне. Данный процесс является постепенным и требует определенного времени.
Занятия для развития речи дошкольников: скороговорки, детские стихи, загадки
Для развития, активизации речевого аппарата ребенка и избавления от «каши во рту» рекомендуется на занятиях проговаривать скороговорки. Родители первоначально должны малышу прочитать скороговорку медленно и выговаривая четко каждый звук. Далее предложите проговорить ее вместе с вами, а потом попросите рассказать скороговорку самостоятельно. Не ругайте ребенка, если у него не будет получаться. Превратите ваше занятие в увлекательную игру, чтобы ребенку хотелось много раз повторять скороговорку. Останавливайте свой выбор на простых, коротких и несложных в произношении скороговорках.
Например: У нашего мишки в мешке большие шишки или Серая кошка сидит на окошке. Через время можно учить более усложненные в произношении скороговорки.
Педагоги рекомендуют родителям учить небольшие стихи и детские загадки с ребенком наизусть. Если малыш не может сразу отгадать загадку, задавайте ему дополнительные наводящие вопросы.
Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики
Одним из основных условий красивой и правильной речи у человека является ненапряженная артикуляция с плавным, длительным выдохом. У детей с различными дефектами речи дыхание аритмичное и поверхностное. Логопеды рекомендуют родителям выполнять с ребенком систематически несложную дыхательную гимнастику, которая будет способствовать формированию длительного выдоха и как следствие, правильному развитию речи.
Например, можно выполнить упражнение «Снегопад». Для этого нужно скатать из ваты маленькие комочки и положить их ребенку на ладонь. Далее предложите малышу сдуть вату с ладошки, как снежинку. Затем поместите комочек ваты ребенку под нос и попросите его подуть вверх.
Для развития правильного дыхания замечательно подойдет упражнение «Буря в стакане». Для его выполнения приготовьте стакан с водой и трубочку для коктейлей. Ребенок должен поместить один конец трубочки по центру широкой части языка, а другой конец – в стакан с водой. Потом малыш начинает дуть через трубочку, делая настоящую бурю. Родители должны контролировать данный процесс, чтобы щеки у ребенка не надувались, а губы находились в неподвижном состоянии.
Для развития речи дошкольников также популярна артикуляционная гимнастика, направленная на основной мышечный орган речи – язык. Гимнастика для языка просто необходима, так как способствует формированию правильного звукопроизношения. Ведь дефекты звукопроизношения нарушают эмоционально-психическое равновесие ребенка, а также отрицательно влияют на полноценное общение со сверстниками.
Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения собственного языка. Длительность занятия не должна быть больше 10 минут в день. При этом не предлагайте ребенку сразу выполнить большое количество упражнений. Для одного занятия подойдет 2–3 упражнения. Не расстраивайтесь, если у ребенка не получилось повторить за вами упражнение. Будьте спокойны, последовательны и терпеливы с малышом и у него обязательно все получится. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме. Положительные эмоции от занятия помогут ребенку быстрее освоить новые упражнения.
Логопеды и педагоги для развития речи у дошкольников используют пальчиковую гимнастику, способствующую активному развитию мелкой моторики рук и, соответственно, речи у ребенка. Суть данной гимнастики заключается в том, что ребенок с родителями проговаривает небольшие стихи, сопровождая их определенными движениями пальчиков. Данные упражнения важны для ребенка, так как улучшают согласованную работу речевых центров, способствуют развитию внимания, памяти и воображения, а также усиливают гибкость пальцев.
Таким образом, современная логопедия и педагогика предлагают родителям богатый выбор разнообразных занятий для развития речи дошкольников. Систематически играйте с ребенком, не критикуйте его за неправильные ответы и обязательно поддерживайте на эмоциональном уровне.