С вами такое было? Было, конечно. Я думаю, многие папы и мамы сталкивались с этой проблемой. И тональность высказываний садовских педагогов варьировалась от рекомендаций до упреков. Освоение ребенком многообразия цветов – непростой процесс, далеко не у всех детей оно идет «само собой». Придется потрудиться и вам, и вашему чаду.
Занятия, направленные на умственное и физическое развитие малышей в детских садах начинаются рано – с ясельного возраста. С детьми занимаются воспитатели и педагоги определенных направлений. Выглядят эти занятия так – детишки сидят в кружок вместе с педагогом, и выполняют его задания: разгадывают загадки, решают логические задачи, фантазируют. Само собой возникает соревнование – кто лучше?
Многие родители, дополняют работу педагогов в саду развивающими занятиями дома. Пишущий эти строки, хотел бы рассказать о том, как выучить ребенка узнавать и правильно называть цвета, и поделиться накопленным в этом деле опытом.
От папы с любовью
Когда пишется эта статья, моему сыну два года и семь месяцев. Шумный, непоседливый пацан, безумно влюбленный в игрушечные автомобили. В детский сад ходит без малейшего принуждения, я бы даже сказал, рвется туда всей душой.
На автомобилях (машинках) остановимся особо. В свои два с половиной года мальчишка владелец не просто кучи машинок, а скорее парка машин, хорошо разбирающийся в различиях между ними. Он с удовольствием рассказывает о них, выдавая иногда такие «перлы», что остается только руками развести.
Речь у сына полна вышеупомянутых неожиданностей, но вполне понятна и логична. Парень непоседлив, доходит дело и до баловства, без этого не бывает. Кстати, если все игрушки в доме целые, а обои не тронуты карандашами и красками – с домашней педагогикой что-то не так.
Проблема на горизонте
Когда воспитательница сообщила мне о проблемах с цветами, пришлось задуматься. Проблему с цветами я, конечно, проглядел. Тональность замечания воспитательницы граничила с упреком. В соревновании, которым оборачиваются занятия в садике, мой сынишка терпел поражение. Действовать надо было немедленно.
О том чтобы усадить его, и заниматься, как они это делают в садике, не могло быть и речи. Его усидчивости хватало минуты на две, не больше. Интересно, как они в саду сидят целых полчаса и занимаются?
Ну, ладно. «Сидячие» занятия – это не наш путь. И я решил, что мне помогут… Правильно! Автомобильчики моего сынишки. С них мы и начали.
Среди новогодних подарков от родни был сюрприз, вызвавший у моего сына бурю восторга – набор из пяти маленьких игрушечных автомобилей. Разных, заметим, цветов. Сынишка не расставался с машинками и даже спал с ними. Это были его любимые игрушки. Обращаю внимание читателя на ключевое слово: любимые. С любимыми предметами (и не только предметами) все идет легко. Цвета пяти бесценных машинок мы с ним не учили, я просто назвал их, беря в руки каждую машину, и они навсегда сели ему в память.
Дальше пошло как по маслу. Были легко усвоены цвета всех машинок его обширного автопарка. Сначала мы научились решать так называемую прямую задачу: на вопрос, какого цвета это машина, ученик должен правильно назвать ее цвет: красная. Дошла очередь и до обратной задачи: я называл тот или иной цвет, и ребенок безошибочно отыскивал машину именно этого цвета.
Учебные пособия – любимые игрушки
Итак, уважаемый читатель, как автор (в излагаемой истории – отец-учитель) решил проблему концентрации внимания ученика на учебном пособии? Он использовал в качестве учебного пособия его любимую игрушку. Обучение на этом не останавливается. Навыки различения и наименования цветов, полученные учеником, будут закреплены, когда мы перейдем к другим предметам.
Что было дальше? Был шикарный подарок.
Это была книга о технике. Она была великолепно иллюстрирована. Ребенок с восторгом рассматривал изображения автомобилей, самолетов, кораблей. Видя счастливые глаза сынишки, разглядывавшего страницы с автомобилями, я понял, тут и думать не надо, вот оно – пособие. Мы увлеченно листали книгу, называя (без ошибок!) цвета попадавшихся автомобилей, и отыскивая в ней машины нужного цвета. Практически все цвета (а их было гораздо больше, чем в игрушечной коллекции) были усвоены с первого раза.
Продолжение пришло само. Как-то вернувшись с работы, я увидел, что большая коробка из под фломастеров пуста, а сами фломастеры в художественном беспорядке лежат по всему дому. Колпачки со всех фломастеров были сняты. Сынишка в этот день не ходил в садик, процесс изучения окружающего мира был в разгаре… Разрисованы были руки исследователя, его физиономия, а также многие подвернувшиеся под руку предметы.
Мы занялись сбором разбросанного. Сначала это была рутина, на которую он согласился после какой-то серьезной угрозы. А потом я понял, что упускаю шанс. Предложив сынишке сесть на пол, я устроился рядом. Дальше я извлек из хаоса три колпачка разных цветов и один фломастер того же цвета, что и один из колпачков.
«Никитка, – сказал я сыну, – помоги папе надо найти желтый колпачок от желтого фломастера». Работа закипела. Сынишка вынимал закатившийся фломастер из-под шкафа. Все колпачки были найдены, в точном соответствии с цветами.
Потом я пытался сбить сынишку с толку, комбинируя группы фломастеров и колпачков, и даже перемешал их в общую кучу. Сын безошибочно находил нужные цвета. Уложив его спать, долго говорили о происшедшем с супругой, а назавтра – с приятелем.
Лучшая награда
Начав придумывать познавательные игры, для изучения цветов, я уже не мог остановиться, обо всех не расскажешь. Я абсолютно уверен, что и вас это получится. Помогать своему ребенку в познании мира, это не только обязанность. Уверяю вас – это огромная радость. А успехи вашего ребенка самая лучшая плата за время, которое вы потратите на это.
Мой последний совет: почаще рисуйте вместе с ребенком. Яркими, праздничными цветами изображайте все, что ему будет интересно. Вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что рисование – один самых признанных приемов обучения. При этом взрослым уметь рисовать необязательно. Как говорил великий мультипликатор Юрий Норштейн: «Как художники, все дети – гении…». Этого вполне достаточно.