Некоторые родители ошибаются, стараясь как можно раньше научить малыша счету до ста, делению и умножению в столбик. На самом деле это никак не разовьет математическое мышление у ребенка. Правильнее будет знакомить его с основными математическими идеями и понятиями, чтобы все занятия математикой проходили для него осознанно, а не автоматически. Самым лучшим способом для такого знакомства с математикой является игра.
Счет для начинающих
Для того чтобы малыш осознал, какое число больше, а какое меньше, используйте… лестницу. Именно поднимающиеся вверх ступеньки будут самым понятным для ребенка символом иерархии. Если у вас дома нет лестницы, сделайте ступеньки из подручных средств: из книг или коробок. На ступеньки расставьте цифры по возрастанию. Перешагивайте, или ходите пальчиками с первой ступеньки на вторую и так далее, считая при этом вслух.
Одновременно можно начать усваивать сложение. Со ступеньки с цифры два перейдите на ступеньку три, а потом перескочите на пять – потому что 2 и 3 дает в сумме пять. Проговаривайте все действия с ребенком вслух, чтобы ему было понятно все, что он делает.
Таким же образом можно учиться умножать: с цифры ноль перепрыгивайте по две ступеньки три раза и вы окажетесь на ступеньке шесть – то есть три умножить на два – шесть. При изучении деления можно со ступеньки номер шесть прыгаем вниз, перепрыгивая по две ступеньки. Получится три прыжка – потому что шесть поделить на два равняется трем.
Чтобы ребенок изучал не только изображение цифр, но и видел их в предметном эквиваленте на ступеньках можно разложить какие-нибудь предметы: например, игрушки, маленькие шарики, тоже по возрастанию – от одного до десяти предметов на ступеньках. Таким образом, ребенок уже будет представлять, как выглядит три, четыре, пять предметов.
Если вы все-таки выбрали настоящую лестницу для игры, вы можете предложить ребенку сыграть с вами в робота. Роль робота исполняете вы, что еще больше развеселит малыша. Он задает вам номер ступеньки, на которой вы должны стоять, а потом, говорит вам куда передвигаться, например «Плюс три», и вы, стоя на пятой, ступеньке, перепрыгиваете на ступеньку восемь, говоря механическим голосом «Пять плюс три равно восемь». Это развеселит ребенка, да и вы займетесь полезной зарядкой.
Идея количества
Для того чтобы ребенку было понятнее, не следует вооружаться рисунками и схемами. Ведь даже самые красочные картинки не сравняться с предметами, которые ребенок всегда видит вокруг себя. Таким образом, научите ребенка, что на ручках всегда по пять пальчиков, что у любого человека всегда есть два уха, два глаза, один нос, две руки и две ноги и так далее. Прямо при нем разрежьте яблоко на две, и четыре половинки и так далее. Если ребенок будет учиться на уже знакомых ему предметах, он намного быстрее все поймет.
Деньги – эквивалент ценности
Чтобы ребенок научился связывать ценность предмета с количеством денег, начинайте учить его на конфетах. Назначьте каждой игрушке определенную цену и играйте с малышом в магазин. Например, мячик будет стоить две конфетки, а плюшевый медведь целых десять. Одна большая шоколадная конфета – это пять маленьких карамелек и так далее. Впоследствии, вы сможете давать своему малышу кошелечек с мелочью, чтобы он помогал вам расплатиться в магазине за продукты. Также наглядно показывайте ребенку: «Вот у нас есть десять рублей, мы можем купить сок, или печенье, или вот тот брелок» и тому подобное.
Развиваем абстрактное мышление
Обучайте ребенка также понимать символы. Играйте с ним, и одновременно знакомьте с общеизвестными символами, например, красный крест, инь и ян, кирпич и так далее. Изучите с ним брошюрку с дорожными знаками и пиктограммами. Если ребенок заинтересуется, объясните, почему конкретно этот знак символизирует что-то и какова история его создания. Выделите с ребенком виды символов: эмблему, логотип, товарный знак, рассмотрите их функции. В конце концов, придумайте с ребенком ваш собственный семейный знак, используя символы, чтобы изобразить вашу семью. Таким образом, вы разовьете творческое и абстрактное мышление ребенка.
Множества
Учите ребенка сортировать все известные ему предметы на подгруппы. Например, табуретка, стул, стол и тумбочка – это мебель. Домашние тапочки, папин ботинок и кроссовки – обувь. Кот, попугай и хомячок – животные. Мебель и обувь – неживые предметы, а животные – живые существа.
Учите ребенка, что даже у предметов, которые находятся в одной группе, могут быть различия. Например, вот яблоки: одно большое и красное, а другое маленькое и зеленое. Третье может быть маленьким и красным, а четвертое большим и зеленым. Можете играть с ребёнком в отрицания – попросите его принести вам не красное яблоко или не маленькое яблоко.
Не заостряйте внимание на правильной математической терминологии. Если ребенок придумал свои слова для обозначения деления, умножения и тому подобное – поощряйте это. Ведь сейчас главное, чтобы он усвоил основные действия, чтобы он интересовался ими. Если вы будете поощрять малыша в фантазировании, то математика перестанет быть для него чем-то сложным и непостижимым, а превратиться в забавную, увлекательную игру.
Рената , Германия | 17 Апреля 2014 19:25
Здравствуете я мама Ренаты. Гайнутдиновай. Инна. У нас проблемы я чащ учусь 3 коласс школе и не могу. Приемы. Письменных вычислением. Сегодня. Мы проходили. Может быть другую учительница. Нанять у меня есть но это. Далеко холить. Подскажите. Что делать
Ответить