Как и когда начинать знакомство ребенка с музыкой?
Начните приучать вашего ребенка к музыке еще до рождения. Маме посоветуем слушать любую музыку, которая нравится ей самой. Исключить придется номера, в которых много громких низких звуков или резких высоких. Ваш малыш все услышит и это может травмировать его нежный слуховой аппарат, а также приведет к проблемам с развитием у него музыкального слуха.
В течение первого года жизни музыка может сопровождать ребенка во всем или почти во всем. Обычно необходимость в музыке возникает, когда ребенок засыпает. Мама поет ему колыбельную. Домашний праздник не обходится без танцевальных номеров с соответствующей музыкой. Музыку можно включать и в других обстоятельствах. Правило одно: настроение музыки должно соответствовать настроению момента. Радостным событиям (купание, игра, прием пищи) должна сопутствовать веселая мажорная музыка, грустным – печальная, минорная. Это поможет ребенку ориентироваться в настроениях мелодий. У него будет складываться так необходимый мелодический инстинкт, мелодическое чувство.
Освоение ритма, лучше начать с первыми шагами. Играйте с малышом в такую игру – хлопайте вместе в ладоши или топайте в такт музыке. В самом начале обучения ритмике помогите ребенку расслышать сильные звуки в мелодии, так называемые ударные доли. Научите его, например, приседать на сильных звуках. Пока ребенок маленький, мелодии должны быть такими, чтобы эти сильные звуки не были частыми. Малыш может не справиться с частым повторением даже простых движений. Оптимальной будет музыка среднего темпа, услышав сильный звук, ребенок отзовется на него движением, которому вы его научите.
Первые произнесенные малышом слова – сигнал к началу развития музыкального слуха. Начните со знакомства с высокими и низкими звуками. Используйте все, что есть под руками – детские музыкальные игрушки (ксилофоны, металлофоны – металлические пластины, по которым бьют палочками), колокольчики. Хорошо если есть пианино. Играя с малышом, покажите ему – вот пищит комарик, звенит колокольчик (высокие звуки), лает собачка (звуки средних частот), рычит лев (низкие звуки). Попросите ребенка изобразить комарика. Имитируя «полет» комарика показывая, как он жужжит, ребенок ассоциирует себя с источником звука, учится отличать звуки различной высоты.
Длительности звуков удобно изучать, используя карандаш и бумагу. Научите ребенка чертить на бумаге линию, пока звучит нота. Линии различной длины будут соответствовать различным длительностям нот. Когда малыш начнет считать, можно определять длительности, считая вслух.
Вот развивающие музыкальные игры, в которые можно играть с ребенком.
Музыкальные игры. «Угадай, что звучит»
Возьмите несколько обычных домашних предметов: тарелка, бутылка, крышка кастрюли, хрустальная ваза. Извлеките из каждого предмета звук, например чайной ложкой или карандашом. Дайте ребенку послушать воспроизводимые звуки, чтобы он видел, из какого предмета какой звук исходит. Теперь попросите малыша отвернуться и постучите по какому-нибудь предмету. Ребенок должен определить по звуку, какой предмет звучит. Если не удается сделать это, слушая звук, он может попробовать определить источник звука, извлекая их сам. Дайте ему ложечку, пусть он постучит по очереди по всем предметам и скажет, какой из них звучал, когда он стоял, отвернувшись.
Опыт показывает, что, как правило, дети не могут определить источник на слух и прибегают к методу проб и ошибок – сами стучат по каждому предмету. Даже в этом случае, возможно, понадобится несколько попыток. Играйте чаще в эту игру, она поможет ребенку ориентироваться в окружающих его звуках. Начинать играть в нее рекомендуется лет с трех-трех с половиной.
В дальнейшем по мере взросления ребенка игру можно усложнять. Расширяйте «ассортимент» звучащих предметов добавляя новые, похожие или резко отличающиеся. Можно постепенно переходить на угадывание последовательностей звуков.
«Музыкальная посуда»
В этой игре используется физический эффект изменения высоты звучания предмета при ударе по нему в зависимости от его наполненности. Водой, например. Возьмите несколько одинаковых сосудов (стаканов, фужеров и пр.) и металлическую ложку. Начните с двух сосудов, дальше их количество будет взрастать. Пример будем рассматривать, используя стаканы.
Налейте, в один из стаканов воды, примерно до половины. Извлеките из стакана звук, постучав по краю, ложкой. Ложку желательно держать ближе к концу. Дайте ребенку послушать извлекаемые звуки и попросите, наливая воду в другой стакан и стуча по нему ложкой добиться получения такого же звука. Ребенок будет учиться определять так называемый унисон, когда звучат несколько звуков одной высоты.
Из нескольких сосудов с водой можно собрать простейший музыкальный инструмент. Наполните вместе с ребенком несколько стаканов до разной высоты и предложите расставить их в порядке возрастания высоты извлекаемых звуков. Слева будут стаканы, издающие низкий звук, справа – высокий. Для пятилетнего ребенка это будет событием. Извлекая звуки в разном порядке, вы получите простейшие мелодии. Сначала попробуйте сами, потом предложите малышу, который, уверяю вас, будет сгорать от нетерпения. Накопив определенный опыт, игру можно будет усложнять, добавляя новые стаканы или комбинируя их с другими сосудами или предметами (колокольчиками, бубенцами).
«Угадай мелодию»
Это не клон телевизионного шоу. Здесь вообще не нужны никакие инструменты кроме ваших с ребенком ладоней. Вот правила игры. Задумайте какую-нибудь мелодию, которую ваш малыш хорошо знает, и прохлопайте ее. Правильнее сказать, прохлопайте ее ритм. Там, где мелодия тихая, хлопки должны быть тихими и наоборот. Дайте ребенку угадать, какую мелодию вы ему исполнили. После нескольких повторений освоив технику игры, малыш сможет сам загадывать вам мелодии.
Помните, что меленькому ребенку трудно удержать в голове длинный отрывок мелодии, поэтому в игре желательно использовать только припевы песенок или несколько строк из них. Скажем, вы задумали мелодию «В траве сидел кузнечик». Для начала достаточно будет исполнить первую строку. Используем обозначение ХЛОП для громкого хлопка и хлоп – для тихого. Звучать это будет так. «хлоп-ХЛОП (пауза) хлоп-ХЛОП (пауза) хлоп-ХЛОП-хлоп». Можно повторить два раза. Если не получается угадать с хлопков, добавьте голосом: «пам-ПАМ (пауза) пам-ПАМ (пауза) пам-ПАМ-пам». Только не пойте, только проговаривайте, как будто исполняете рэп. Можно предложить ребенку прохлопать мелодию вместе, это поможет понять правила игры, и начать загадывать мелодии самому.
Релаксация под музыку
Следующее чему нужно научить ребенка – расслаблению. То есть расслаблению под музыку. Релаксации. Это очень полезно даже помимо развития музыкальных способностей, ибо умение расслабляться – очень полезный навык. С ребенком лучше начать осваивать эти навыки перед сном. Обычно в это время вы не знаете, как его успокоить, снять возбуждение от пережитого за день, особенно, если день был насыщенным.
Подготовиться нужно заранее. Подберите легкую спокойную мелодию, в хорошем исполнении, лучше оркестровом. Качество звука здесь играет решающую роль, аппаратура должна быть как минимум хорошей.
Наступил вечер, устройте вашего малыша поудобнее, включите музыку и попросите представить, что он попал в сказку. Идите с ним по сказочному лесу, чистому полю, берегу сказочного моря. Подготовьте историю о том, как он туда попал и какие чудеса ему встретятся. Хорошая музыка подействует немедленно. Ребенок обязательно включится в игру и начнет сам рассказывать, что он делает в сказочной стране, вы услышите его рассказ о чудесных растениях, животных и сказочных существах, которые вам встретятся, вас пригласят принять участие в строительстве замка из песка, спасении золотой рыбки. В некоторые моменты глаза будут сами собой открываться – ребенку надо будет показать вам, как он плывет или влезает на дерево.
Характер звучащей музыки должен соответствовать происходящим событиям. Отрывистая резкая музыка (стаккато) должна сопровождать путешествие на сказочном прыгающем существе (кузнечике, например) или преодоление стремительной водной преграды. Плавная мелодия в которой звуки, скользя переходят один в другой (легато), поможет представить полет на ковре самолете или облаке.