Зачем и как нужно играть?
Доказано, что именно в процессе игры ребенок учится общаться с коллективом сверстников, вести себя в обществе, строить отношения с членами семьи.
Игра – неотъемлемая часть жизни малыша, удивительный мир. Со стороны невозможно проследить какое влияние оказывает игра на ребенка, только став участником игры, открывается мир развития интеллекта ребенка.
К трем годам дети осваивают сюжетно-ролевые игры. Это игры имеющие сюжет и правила. Дети до 3 лет могут играть самостоятельно или с родителями. Со временем у них развивается фантазия и воображение, и дети могут играть роли. Это время сюжетно-ролевых игр. Такие игры подчиняют внутренней логике, имеют свой характер. Зачастую дети выбирают сюжеты в соответствии с профессией, семьей или играют в кукольный театр, т.е. сказочных героев. В игре жестко следят за правилами.
Общаясь с родителями, дети учатся копировать их поведение и потом в игре передавать его. Сначала ребенок играет роль мамы или папы, а затем уже роли усложняются и появляются роли продавца, воспитателя, парикмахера. В этот период важно учить ребенка не только правильно кушать, говорить, общаться, но и правильно играть. Если ваш ребенок изображает маму с недовольным видом бегающую и кричащую, а папу лежащим на диване и требующим пива, то есть о чем подумать.
Когда ребенку исполняется пять лет, в его жизни появляются новые игры. Это значит, появился новый круг интересов.
Игры как развитие вашего ребенка
Играя, ребенок проявляет все свои знания и умения. В игре можно увидеть всех людей, с которыми общается ребенок: братья, сестры, бабушки и дедушки, тети и дяди. Игра дает возможность устанавливать взаимосвязи, изучать предназначение вещей, познавать окружающий мир, учит общению.
Между знаниями и интересами детей, которые отображаются в игре, существует взаимосвязь. Кратковременная неинтересная игра не сможет увлечь ребенка. Чтобы игра была увлекательной нужно распределить роли таким образом, чтобы всем это нравилось, уметь делиться, помогать товарищам, застенчивых и нерешительных детей нужно заинтересовать посильной и доступной ролью.
Маленький ребенок очень нуждается в общении со сверстниками и получает удовольствие не только от игры, но и от общения. Чтобы поддерживать интерес к игре, взрослые должны постепенно расширять знания детей по теме игры.
Разные роли в играх
Родители всячески должны поддерживать интерес к развивающим играм, не препятствовать малышам. Девочки начинают играть в «дочки-матери». В игре ребенок создает семью, воспроизводя реальное поведение семьи. Понаблюдав за дочкой можно узнать многое. Если дочь играет роль мамы, значит, она пытается играть ведущую роль, которая подразумевает ответственность. Эту роль выбирают дети, склонные к лидерству так, как она сложная и ответственная.
Девочки склонные к подчинению, выбирают роль дочки. На первый взгляд это простая роль, но подчиняться так, чтобы в глазах сверстников остаться на высоте, довольно сложное задание. Зачастую это труднее чем руководить. Чтобы больше узнать о своей дочурке, понаблюдайте за ней во время игры.
Роль бабушки, сестры или других родственников, выбирает ребенок не желающий руководить или подчиняться. Он в полной мере понимает, что роль мамы требует не только умения потребовать выполнения ее заданий, но и умения общаться с родственниками.
Сюжетно ролевые игры знакомят детей с положительными и отрицательными ролями, главными и второстепенными. Понятно, когда ребенок выбирает положительную роль. Он стремиться быть хорошим, всем нравиться, наладить дружеские отношения со сверстниками. А бывает так, что ребенок выбирает отрицательную роль злой матери или строптивого ребенка.
Причиной такого поведения может быть складывающиеся отношения в семье. Если родители общаются с ребенком приказным тоном, в авторитарном стиле, то он так и ведет себя в игре. Это сигнал к тому, что родители должны поменять методы воспитания.
Еще одной причиной такого поведения может быть равнодушие родителей. Когда родители заняты своими делами и мало интересуются происходящим с ребенком, малыш думает, что он не нужен и в игре выплескивает весь накопившийся негатив.
Когда в семье появляется младший ребенок и старшему малышу уделяют меньше внимания, то он может тоже выбирать отрицательные роли в игре. Накопившаяся злость и неудовлетворенность выражается в выбранной роли.
Этих причин вполне достаточно, чтобы заботливые родители заметили эмоциональное состояние ребенка, и исправили недостатки. Именно игра позволяет детям выплескивать накопившиеся эмоции. В сюжетно-ролевых играх можно проследить сложившуюся обстановку в семье. Нервное, раздражительное поведение ребенка в игре всего лишь копия поведения близких людей.
Наблюдая за игрой детей, родители удивляются их поведению. Но скорее всего причиной такого поведения являются негативные черты проявляемые членами семьи. Ребенок, как губка, впитывает не только все хорошее, что происходит вокруг, но и плохое. Не только родители, но и близкие родственники должны служить примером для подражания и следить за своим поведением в присутствии ребенка.
Маленький ребенок реагирует на все, что происходит в семье. Очень болезненно он воспринимает ссоры между родителями и старается все исправить. Его небольшой жизненный опыт позволяет определить эмоциональную обстановку в семье и реагировать на нее. Для гармоничного развития малыша, его психического здоровья, необходимо создать обстановку благожелательности и доверительных отношений в семье.
Мальчики направо, девочки налево
В возрасте 5 лет начинают проявляться половые различия в поведении детей. Игры становятся раздельными: одни для мальчиков, другие для девочек. Важно научить ребенка правильному поведению с друзьями противоположного пола. Особенно это касается детей, которые воспитываются одним из родителей. Мальчики могут грубо обращаться с девочками, ссорится между собой. Девочки тоже проявляют грубость по отношению к мальчикам.
Доказано, что именно в этом возрасте формируется модель будущего поведения человека в семье. Наблюдая за детьми можно заметить разные типы семейного поведения. Будет не лишним объяснить мальчику, что девочек нужно защищать. Так же стоит рассказать детям, что ничего страшного не произойдет, если мальчик поиграет в «дочки-матери» или «семью», а девочки в «казаки разбойники», «летчики», «строители» и т.д.
Участие мальчишек в бытовых играх учит помогать маме, проявлять заботу о младших. Это воспитывает положительные качества семьянина, заботливого сына, мужа, отца.
Еще игра может помочь ребенку справиться со страхами. С ребенком, который боится воды, стоит поиграть в игру «купаем куклу». Если существует проблема засыпания вечером, то можно поиграть в игру «мишка ложится спать». Если вашему малышу что-то не нравится, например, ходить в детский сад, то поиграв в игру «детский сад» можно узнать что именно его тревожит.