Неврозы берут начало в школе?

Признаки осени – это не только опадающие желтые листья, серые дожди, но и начало учебного года. Мамочки ведут своих драгоценных детишек в первый класс и очень волнуются и нервничают.

Пришла осень, природа замирает, только желтые листья кружат, а беспокойные мамы начинают звонить всем подряд, в частности и мне.

Все беседы протекают в следующем ключе:

На 1 сентября «Мы первоклассники! Как тебе наши фотографии? Классно, да?»

Спустя небольшое время: «Ой, что-то мне учительница не нравится, она…»

Еще через несколько недель: «Просто ужас! У нас нервоз! Ах, эта школа! Что нам делать?»

Когда вы услышите такое раз, другой, пятый, то, несомненно, сами полезете на стену. И мне пришла идея – разобраться, что творится с мамами и их детьми.

Школа и семья

Стоит отметить, что школьный нервоз не поддается конкретному определению. Под это понятие попадают все неприятности, которые появились у ребенка, оказавшегося в новой непривычной ситуации. Школьный нервоз часто называют школьной дезадаптацией. Ее признаками являются уменьшение работоспособности при обучении, нарушение способности воспринимать новый материал, но связано это не с проблемами мышления и памятью ребенка, а с противостоянием требований учителей и новых условий с желаниями, ожиданиями самого школьника и его родителей.

В чем нуждаются школьники и их родители?

Можно говорить умные слова, цитируя детских психологов, о физиологических потребностях, «зоне ближайшего развития», но все гораздо проще. Ребенок, когда его спрашиваешь, что тот хочет, отвечает, что хочет похвалы, а также чтобы было не скучно. Основной процент родителей же хочет, чтобы их чадо было самым лучшим, а когда ребенок становится таковым, хорошо успевает в школе, его хвалит учитель, то мамы уже хотят, чтобы это знали абсолютно все. Эти потребности кажутся на первый взгляд совершенно безобидными, и ничего в принципе не мешает их реализации. Остается лишь вопрос: как они совпадают с целями и задачами учителя?

Учитель начальных классов стремится к тому, что знаменитый философ и социолог, исследующий дисциплину, Мишель Фуко называл «послушные тела».

Три первые года школы учитель, казалось бы, должен научить ребенка всего лишь читать не по слогам, писать понятно и мало-мальски грамотно, считать, выполняя несложные арифметические действия. При должном усердии таких результатов можно достигнуть и за несколько месяцев или полугодие. Чем же занимается учитель остальное время? Неужели оно расходуется зря?

Первое, что должно быть привито учителем юным школьникам – дисциплина. Первые ассоциации с этим словом: казарменный строй,  удар указкой по рукам за любую провинность и прочие не очень приятные вещи.

По стойке смирно!

Конечно, в школе такие методы не используют, и родителям можно выдохнуть. Приучение к дисциплине не всегда проходит приятно, особенно для детей, впервые с ней столкнувшейся, но этот процесс необходим.

Учеба в школе, затем учеба в техникуме или ВУЗе, а далее и работа подразумевает под собой некую синхронизацию действий. В коллективе без нее не обойтись. Например, Сережа решает задачки быстрее всех, он должен научиться ждать всех остальных ребят. А вот Ваня решает их очень медленно, он должен научиться не отставать. Каждому человеку, а тем более ребенку, выпадение из рамок средней статистики может принести существенный душевный дискомфорт. Сережа, всех обгоняющий, ожидая остальных, будет скучать или развлекаться чем-то посторонним, выбиваясь из учебного процесса. Ваня будет же чувствовать себя ущербно, считая себя неудачником, и этот ярлык может закрепиться в его сознании практически на всю жизнь.

С талантливостью этих мальчиков в общей реальности факт несоответствия среднестатистическому ребенку при решении задач никак не связан. Оба будут получать замечания. Один, что вертится, закончив задание, другой – всех задерживает.

Для обучения первоклассников не принята система выставления обычных оценок от двойки до пятерки (единицы и вовсе не приняты). Их заменяют всевозможные звезды, треугольники, квадраты, сдобренные раздраженным или добрым взглядом учителя. Учителя порой блещут и своей креативностью, к примеру, одна из учительниц придумала ставить вишенки за оценку пять, а за двойку – гуся. Однажды мама сынишки была очень удивлена: открыла тетрадь по математике, а там нарисованы гусиные лапы, ребенок даже на гуся не справился.

Дисциплину прививают не только уму, но и телу ребенка, приучая его к дисциплине пространственной. Младшие школьники очень подвижны, учителю необходимо приучить каждого сидеть за партой ровно на протяжении всего урока, смотреть туда, куда нужно в данный момент, говорить только с разрешения или когда спрашивают. Школьные парты, как правило, разделены на два учащихся, это дополнительно стимулирует ребенка к дисциплине, сложно усидеть весь урок, еще и не залезая на чужую половину.

Дисциплина необходима и во время перемены и поведения в школе в целом. Детей учат, что нельзя в помещении громко кричать, нужно тщательно планировать время, чтобы не только успеть свои дела, но и отдохнуть от занятия, следить за своими вещами, чтобы не забыть их нигде и тем более потерять.

Так и происходит процесс превращения в «послушные тела» (Мишель Фуко). Как видим, это звучит устрашающе, но только пока не разберешься, что это такое. Дисциплина необходима во всем. Когда малыш приходит в первый класс он может не уметь считать или писать, он легко этому научится совсем за небольшое время. Таблицу умножения можно выучить и за неделю, а алфавит – и того меньше.

Гораздо сложнее придется ребенку, который не приучен к системному обучению, не имеет должных навыков дисциплины и поведения в обществе. Такой школьник во многом не успевает сам, хотя может быть очень талантливым и способным, отвлекается, мешает усвоению материала всем своим одноклассникам. Если первая учительница слишком мягкая или не имеет должного опыта, то выпущенные ею в пятый класс дети способны заставить выть всех следующих учителей.

Приучение к дисциплине – совсем не страшное явление, таковым его начинают считать особо впечатлительные мамы и папы, у которых полно своих личных ожиданий от процесса обучения их чада.

Два фронта

Часты случаи, когда родители, столкнувшись с первыми поражениями своего ребенка, начинают вести себя не совсем подобающим образом. Какая-то часть родителей наказывает детей, другая – судорожно ищут репетиторов или центры дополнительного образования, а кто-то начинает во всем винить учителя. Совершенно не рекомендуется обсуждать педагога, его методы обучения, ругать его при ребенке. Необходимо следить, чтобы ребенок ничего не узнал, даже когда беседа родителей идет между собой.

Дети хоть и маленькие, но все понимают и быстро схватывают. Может получиться так, что ребенок окажется между двух фронтов. С одной стороны на него будет давить мнение родителей, что учитель не справляется, навязывает лишнее и прочее, с другой – требование учителя оставить все старые привычки дома и начать вести себя по-другому, правильно. В такой ситуации школьник мечется, не понимает, что ему все-таки делать, доверие и к школе, и к родителям снижается.

Еще одна беда, ведущая к образованию нервоза – стремление мам и пап доказать всему миру, что их ребенок гений, успешен во всем и никак иначе. Беднягу отправляют в кучу кружков и секций единовременно. Безусловно, дополнительное развитие и образование для ребенка не лишне, но не надо забывать, что оно перегружает, а ребенку хочется, а также необходимо еще общаться с друзьями, играть и гулять. Переутомление, недостаток дружеского общения со сверстниками как раз и чревато всевозможными нервозами, младший школьник еще не умеет доносить до родителей свои естественные желания и нужды, им нельзя об этом забывать.

Подвести итог можно следующим образом: как бы ни сложна была адаптация ребенка в школе, это логичное явление, через это проходят все. Важнее всего в этом процессе – поддержка и понимание родителей, они должны принять своего ребенка, несмотря на то, приносит он в тетрадках гусиные лапки или вишенки, усидчив или нет, первая ли он скрипка в музыкальной школе или медведь ему наступил на ухо, первоклассный художник или рисует сам как гусь лапой.

Никто лучше самого ребенка не расскажет родителям свои страхи, стремления, желания. Чтобы излечить школьный нервоз нужно всего лишь научиться слушать и понимать школьника, а не вести его сразу на прием к психологу. Помощь специалиста нужна лишь в тяжелых случаях, когда у ребенка выявлены существенные отклонения в поведении или он вундеркинд, и ему сложно обучаться со среднестатистическими детьми.

Ребенку важно видеть уверенных родителей, их поддержку, а не истеричных мамочек, клянущих учителя и гневно названивающих всем подряд. Если родители ведут себя правильно, то и школьник не потеряет уверенности в новых для него ситуациях.
NeoLove.ru на Яндекс.Дзен
Мне нравится 0
    Оставьте комментарий
    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе


    Другие статьи по этой теме

    Школа - Не хочу учиться!
    Не хочу учиться!

    Школа /Отзывы (0)

    Вот и закончились продолжительные зимние каникулы — наступила середина учебного года. На первый взгляд ребенок после этого отдыха должен с огромной...

    Школа - Как выбрать ранец для первоклассника?
    Как выбрать ранец для первоклассника?

    Школа /Отзывы (1)

    Бывалые родители знают – груз знаний нынче не легок. Причем буквально: современным первоклашкам кроме учебников приходится носить с собой еще массу...

    Школа - В школу с удовольствием
    В школу с удовольствием

    Школа /Отзывы (0)

    Привычное нежелание детей идти в школу, доходящее порой до истерик, вполне исправимо, как бы невероятно это ни звучало. Добиться этого легко –...

    Школа - Адаптация к школе
    Адаптация к школе

    Школа /Отзывы (1)

    Это сложный и, главное, длительный процесс. У первоклассника он может занять от шести до восьми недель.

    Школа - Учимся писать без ошибок
    Учимся писать без ошибок

    Школа /Отзывы (0)

    Как мы обычно боремся с детскими ошибками при письме? Правильно, мы заставляем ребенка переписывать одно и то же предложение по несколько раз,...

    Школа - Помогаем ребенку с учебой
    Помогаем ребенку с учебой

    Школа /Отзывы (1)

    Все родители сталкиваются с этой проблемой: сначала мы просто помогаем ребенку выполнить то или иное задание, а через некоторое время, уже...

    Школа - Когда каникулы заканчиваются. Как подготовить ребенка к возвращению в школу
    Когда каникулы заканчиваются. Как подготовить ребенка к возвращению в школу

    Школа /Отзывы (0)

    Все мы прекрасно помним, каково это было, возвращаться в школу после продолжительных каникул. Почему же мы до сих пор уверенны, что ребенок...

    Школа - Оформляем рабочее место школьника
    Оформляем рабочее место школьника

    Школа /Отзывы (1)

    Чтобы правильно организовать рабочее место для школьника, следует помнить, что оно должно быть комфортным и хорошо освещаемым. Кроме этого важно,...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье