Почему так происходит?
Родители в панике, успокоительное не помогает, а поведение своих чад начинают оправдывать генетикой бабушек и дедушек, что якобы последние были неучами и разгильдяями. Не помогают никакие уговоры, тем более угрозы, все попытки заставить ребенка учиться оказываются бесполезными. У ребенка один ответ: «Не хочу учиться!»
Разумеется, каждый из родителей должен понимать, что просто так такое заключение из уст своих любимых чад они не могут услышать. На все должны быть свои причины. К основным причинам отказа ребенка не посещать школу относятся:
- Проявление неуверенности в себе. Причиной этого служит много фактов: неправильные воспитательные беседы, которые сводятся к фразам: «Ты непременно станешь двоечником, если будешь плохо вести себя в школе!» либо «Ты только посмотри, какая у Миши отличная успеваемость, он читает лучше тебя, а ты вообще ни к чему не стремишься и не хочешь делать!» В результате у ребенка развивается чувство постоянного страха, что у него не получится изучить и понять новый материал. Вывод напрашивается один: даже если ваш маленький школьник хуже всех и относится к разгильдяям, хвалите его даже по самому незначительному поводу. Хвала за любое достижение позволит сформировать в вашем ученике уверенность в том, что он действительно сможет со всем справиться и у него на все хватит сил. Ведь уверенность в собственных силах — это немаловажная деталь в его успеваемости.
- Родители ставят высокую планку, к которой ребенок не готов. Постоянное утверждение: «Ты обязательно должен быть лучше всех!» – как это ни странно, никогда не придаст уверенности в своих силах вашему ребенку. Такая картина чаще всего характерна для интеллектуально развитых семей, где воспитывается способный или одаренный ребенок. У школьника из-за постоянного груза ответственности развивается нервное напряжение, так как он просто обязан оправдать возложенные на него надежды. Такому ребенку сложно переносить личные неудачи. В этом случае основная задача родителей сказать: «Ничего страшного: если что-то сегодня не удалось, обязательно получится завтра. Достаточно только еще чуть-чуть приложить усилий, и непременно все получится».
- Ненужные рассказы со стороны родственников. Старшие братья и сестры, начинают постоянно жаловаться и причитать о том, что четверть самая длинная, и почему-то ребенок обязательно должен устать учиться. А от многих можно услышать еще менее ненужное наставление: «Дети не должны столько учиться, кто же это только выдумал!» Эти фразы однозначно разовьют у ребенка только ненависть к школе, для него она станет не привлекательным местом, куда он будет лететь с желанием, а просто детским концлагерем. Поэтому не стоит удивляться, что грызть гранит науки у ребенка нет желания.
Кроме этих причин нежелания посещать школу, стоит выделить еще одну, наиболее объективную, о которой пойдет речь ниже.
Не хочу учиться в середине учебного года или «Синдром третьей четверти»
Каждый из нас учился в школе, и все помнят, самая большая нагрузка в школе приходится на вторую и третью четверть учебного года, именно таким образом построена годами выработанная школьная программа. Опять же, дети именно в третьей четверти начинают больше уставать, а работоспособность просто стремительно падает. Данный период врачи нарекли новым термином: синдром третьей четверти. Причины возникновения данного синдрома помогут найти правильные пути к его «излечению».
Прежде всего, нужно знать, что же такое циркадные ритмы? К числу этих ритмов принято относить: биоритмы смены дня и ночи, ритмы, связанные со сменой времен года, жизненные возрастные ритмы и много других изменений. Смена ритмов — это вполне нормальное явление, которое влияет на смену нашего настроения и даже поведения. Вывод один: в нашей повседневной жизни смена ритмов относится к значимой характеристике.
Именно смена биоритмов не дает нам в короткий световой зимний день встать бодрым и пораньше, чего не скажешь о летнем дне. Вроде бы и помогает в этом случае освещение, но все же оно никак не может удлинить световой день. А если ребенок переболел и при этом испытывает большую нагрузку, то школьная программа воспринимается тяжелей, в результате ждать можно только сбоя организма.
Нехватка дневного света с трудом преодолевается. Кроме того, уже давно было замечено, что человечеству труднее жить в условиях длительного отсутствия света, чем при низкой температуре. Длительное отсутствие солнца приводит к повышению заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями. Иммунная система с недополучением света становится слабее, что приводит к частым заболеваниям. Следует обратить внимание на такие жалобы ребенка, как головная боль, слабость. Эти симптомы могут говорить о скрытых и хронических заболеваниях, поэтому не пренебрегайте жалобами ребенка: покажите его врачу.
Холодная, продолжительная зима, да еще с отсутствием снега так же пагубно сказывается на настроении и общем состоянии школьников, да и людей в целом. Ведь снег — это тоже своеобразный источник света, а когда его нет, зима переносится намного сложнее. Поэтому так важно проводить час — другой с ребенком на прогулке. Не стоит торопить ребенка с подготовкой доклада, лучше вначале совершить зимнюю прогулку по парку, сходить с ним на каток, или просто совершить лыжную или пешую прогулку. Вы сами удивитесь, как прогулка пойдет на пользу вашему ученику, а домашние задания будут сделаны с легкостью и на отлично!
А вот первоклашки и пятиклассники синдром третьей четверти преодолевают намного сложнее. В первую очередь этому способствуют стрессовые ситуации, основной причиной которых является изменение социального статуса. Забота и помощь родителей для них более необходима!