Зарубить на носу!
Золотым правилом для семьи, в которой растет первоклассник, является соблюдение режима дня.
- Ночной сон первоклассника должен занимать не меньше десяти часов, поэтому постарайтесь, чтобы ваш ребенок укладывался в 21.00 и вставал в 07.00.
- Если ваш ребенок не ходит на продленку, и вы его забираете домой сразу после окончания уроков, по дороге до дома перед обедом лучше минут сорок погулять. Младшим школьникам необходимо гулять не менее трех часов в день.
- С половины второго до двух часов дня – обед. После обеда обязательно нужно отдохнуть. Ребенок приходит из школы в упадке сил и не может сразу же садиться за уроки.
- Даже те дети, которые уже давно перестали спать днем, могут придти из школы домой и заснуть. Родители должны давать им такую возможность.
- Пообедав и отдохнув, время садиться за уроки. У первоклассника не должно уходить на них более получаса. Лучшее время для таких занятий – промежуток между 15.00 и 17.00.
- После выполнения домашнего задания ребенок может пойти на внешкольные занятия – в спортивную секцию, художественную студию, какой-либо кружок. Дорога на занятия может играть роль прогулки.
- Ни в коем случае нельзя делать уроки вечером, а также доделывать их.
- Бывает так, что ребенок пришел из школы вялым и усталым, а вечером у него будто бы открылось второе дыхание. Он и весел, и бодр, и готов заниматься всем подряд, только бы не ложиться спать. Это не означает, что ребенок не устал и ему не хочется спать, просто он перевозбудился. Чтобы снять это состояние, ему всего лишь нужно погулять перед сном. Если ребенок должен лечь в постель в 21.00, то гулять надо выходить в 19.30, т.е. сразу после ужина.
- Перед сном ребенку нужно принять теплый душ и выпить стакан молока с одной чайной ложкой меда (конечно, если на мед нет аллергии).
- Засыпать ребенок должен спокойно, без разговоров и воспоминаний о проблемах прошедшего дня, без напоминаний с вашей стороны о его неудачах и ошибках.
Режим питания
- Младшие школьники должны получать пятиразовое питание: дома первый завтрак, в школе второй завтрак, обед, полдник и ужин.
- Дома обязателен горячий завтрак. Лучше всего накормить его горячей кашей, но если ребенок предпочитает сухие хлопья с теплым молоком, подойдут и они. Возможны и другие варианты – творог, омлет, оладьи, сырники.
- Ребенок никогда не должен завтракать на бегу, под окрики родителей «Ешь быстрей! Опоздаешь в школу!» Лучше разбудите его на полчасика раньше, чем подгоняйте его. Стресс, создаваемый ограничением временных рамок, оказывает самое неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка.
- Если ваш ребенок не ходит на продленку, то обычно он обедает дома. На первое лучше всего подойдет легкий суп, крепкий мясной бульон не рекомендуется. Во втором блюде ребенка не должны присутствовать жареное, острое, кетчуп, майонез, специи.
- В обед ребенку будет полезен овощной салат. Вообще фрукты и овощи обязательно должны присутствовать в его ежедневном меню.
- На полдник можно дать ребенку булочку, блинчики, оладьи и т.п. Не лишними будут свежие фрукты.
- Ужин ребенка должен быть сытным, но в то же время легким, он не должен во время ужина наедаться за целый день. Если ребенок ложится спать в 21.00, то ужинать он должен не позднее 19.00, то есть за два часа до отхода ко сну.
- Питание ребенка должно отличаться разнообразием, и не только по составляющим его продуктам, но и по видам приготовления этих продуктов. Для него имеет значение, как лежит на тарелке еда, как она украшена. Для организации питания позитивные эмоции важны не меньше, чем для всех остальных сфер жизни маленького школьника.
Продленка
Для работающих родителей продленный день ребенка часто бывает просто необходим. Но надо учитывать, что некоторые дети просто не в состоянии постоянно находиться среди одноклассников и педагогов. Вполне естественно, что детям, не посещавшим детский сад или не сумевшим к нему адаптироваться, будет сложно выдерживать и продленный день в школе. В таком случае вам придется найти кого-то, кто бы забирал ребенка из школы после уроков хотя бы в первом классе. Так ему будет легче преодолеть этот тяжелый для адаптации период, и во втором классе продленный день ребенком будет восприниматься гораздо спокойнее.
Ну а если ребенок посещал детский сад, в детском коллективе чувствует себя уверенно, у него нет хронических заболеваний, то он спокойно может находиться в школе до вечера. Но, забрав вечером ребенка из школы, вы не должны сразу усаживать его за уроки, неважно, выучил он их на продленке или нет. Сначала поужинайте и погуляйте. Ну а если вы или кто-то, кому вы доверяете, могут забирать ребенка из школы пораньше, этой возможностью следует пользоваться.
Музыка, танцы, спорт?
Физиологами не рекомендуется начало обучения в школе сочетать с началом обучения музыке, художественному искусству, с дополнительными занятиями иностранными языками. Если вы имеете желание всесторонне развивать ребенка, то такие занятия надо начинать либо за год до школы, либо со второго класса. Дополнительные нагрузки в первом классе должны быть сведены к минимуму. Бывает, что до школы ребенок начинает заниматься и спортом, и музыкой, но в первом классе приходится чем-то жертвовать из-за элементарной нехватки времени. Можно с какими-то занятиями годик повременить, но при этом обязательно учитывать мнение ребенка: те занятия, которые вы оставите, должны обязательно нравиться ему, давать ему эмоциональную подпитку.
Физиологи считают, что если встал выбор между плаваньем и музыкой, выбирать однозначно нужно плаванье. А вот с танцами сложнее: танцы – это тонко координированное и сложное действие и для большинства ребят является тяжелой работой. Но выбор ребенка и тут имеет решающее значение.
Надо побыть одному
Часто бывает так, что родители расписывают время своего ребенка буквально по минутам. Это приводит к тому, что дети лишены возможности оставаться наедине с собой, хотя это для них необходимо. Приходит первоклассник домой – его сажают обедать, пообедал – отправляют учить уроки. Надо давать ему оставаться одному. Может, он захочет взять свою любимую старую игрушку – многим ребятам это помогает расслабиться, снять напряжение. В младшем школьном возрасте у ребенка еще большая потребность в игре. Если многие учителя не разрешают в школу приносить игрушки, то дома ребенок может делать с ней уроки и ложиться вместе с ней спать. Период адаптации к школе для ребенка очень труден, и полезно все, что поможет ребенку перенести его.
Но все же, для ребенка самое главное в этот период – это ваша поддержка. Не надо слишком сильно заострять внимание на школьных проблемах, требовать пятерок, ругать за плохие оценки и помарки в тетрадках. Гораздо дороже здоровье ребенка и ваши хорошие с ним отношения. Он должен быть на сто процентов уверен, что за вами он как за каменной стеной.
Тревожные симптомы нарушения адаптации
- Ребенок стал беспокойным;
- Ребенок стал плохо спать (если до этого спал хорошо);
- У ребенка стали появляться страхи;
- Появились непроизвольные движения (подергивания конечностями, мимическими мышцами, покашливание, покряхтывание);
- Ребенок стал запинаться при разговоре;
- Отмечается резкая смена его настроения;
- Вы замечаете у ребенка повышенную двигательную активность, либо, наоборот, заторможенность, вялость;
- Появились головные боли, боль в животе, общее ухудшение самочувствия;
- Плохой аппетит;
- Резкое снижение веса;
- Ребенок не хочет учиться, отказывается идти в школу;
- С одноклассниками и учителями возникают конфликтные ситуации.
Если вы обнаружили у вашего ребенка какие-то из этих признаков, проанализируйте его режим, получаемую им нагрузку, его взаимоотношения с учителем и одноклассниками. Часто бывает, что для решения возникшей проблемы достаточно привести в порядок режим дня, убрать перегрузки, продлить время сна.
Процесс адаптации к школе состоит из несколько периодов
«Физиологическая буря» – первый период, длится первые две-три недели. В это время весь организм работает с большим напряжением. Вы должны понимать, что ваш ребенок испытывает экстремальную нагрузку. Поэтому в этот период он плохо спит, проявляет раздражительность, может без повода заплакать. Вам не остается ничего другого, как относиться к этому всему спокойно, с пониманием и терпением.
Второй период – это период неустойчивой адаптации. В это время ребенок уже не реагирует так бурно на новые воздействия, находит варианты ответных реакций, более соответствующие возникающим ситуациям, начинает экономить свои ресурсы.
И третий – это период относительно устойчивой адаптации. Организм ребенка находит оптимальные варианты реакций на нагрузку, требующие меньших затрат ресурсов. Но и этот этап еще не является этапом окончательного приспособления – весь первый учебный год ребенка является испытательным сроком для него самого и его семьи.
Рекомендуемый распорядок дня первоклассника
В 07.00 – подъем.
С 07.00 до 07.30 – умывание, зарядка.
С 07.30 до 7.50 – первый завтрак (дома).
С 07.50 до 08.20 – дорога в школу. Желательно по свежему воздуху.
С 08.30 до 11.00 – уроки.
С 11.00 до 11.20 – ланч (в школе). Желательно горячий.
С 11.20 до 12.30 – опять уроки.
С 12.30 до 13.00 – дорога домой. Желательно опять по свежему воздуху.
С 13.00 до 13.30 – время обеда.
С 13.30 до 14.30 – послеобеденный сон или отдых.
С 14.30 до 15.00 – время полдника.
С 15.00 до 16.00 – спорт, игры, прогулки.
С 16.00 до 17.00 – занятия домашними заданиями. Обязателен десятиминутный перерыв для отдыха.
С 17.00 до 19.00 – время вечерней прогулки.
С 19.00 до 20.00 – ужин. После ужина – свободные занятия (музыка, чтение, ручной труд, иностранный язык, помощь семье и т.п.).
С 20.00 до 21.00 – вечерний душ, подготовка ко сну.
С 21.00 до 07.00 – сон до утра.
P. S. Облегчить адаптацию ребенка к школе, поддержать его нервную систему поможет прием комплекса витаминов и минералов. Успокоительные препараты без назначения врача давать ребенку категорически ЗАПРЕЩЕНО! Если у ребенка ослаблен иммунитет (такими считаются те, кто перед школой за один год болел ОРЗ более пяти раз), попросите вашего педиатра подобрать ему специальный препарат, который поможет укрепить защитные силы его организма. Если ребенок страдает каким-то хроническим заболеванием, осенью стоит заняться профилактическим курсом лечения. Если ребенок страдает какими-либо заболеваниями желудочно-кишечного тракта, обсудите с учителем и школьной медсестрой вопрос питания ребенка в школе: что он сможет есть в столовой, а что нужно будет приносить из дома.
Vubbalolourne , Spitak | 29 Июня 2013 00:06
Наш портал полностью посвящен мамам и их малышам. На сайте расположена самая полезная информация, которая касается жизни и развития детей, чтобы не совершать ошибок. К тому же, в случае, если что-то из прочитанного будет неясным, всегда можно задать вопрос и получить на него точный компетентный ответ, который дадут более опытные мамы или компетентные специалисты. Для удобства поиска нужной категории статей вся информация на портале распределена по возрастным категориям, что очень упрощает поиск
на портале.
Наиболее известные и востребованные статьи собраны в отдельную категорию, что позволяет иметь постоянно под рукой важную и полезную информацию. А еще, чтобы не потерять понравившийся материал, его можно экспортировать на свою страницу в одну из социальных сетей.
Этот ресурс будет максимально полезен не только будущим мамам, но и состоявшимся, потому что в нем можно обнаружить ответы на все интересующие вопросы: как правильно кормить, воспитывать, делать уроки с ребенком. Ресурс рассматривает самые распространенные
проблемы, которые могут возникнуть с детьми, даются рекомендации, как отыскать из них выход, чтобы психика малыша не была нарушена.
Ответить