Их ложь надумана, несовместима с доказательствами или резко меняется со временем, они просто еще не выяснили, как лучше всего обманывать.
Обман – это сложный навык
Можно рассматривать ложь как сложную когнитивную и социальную задачу. Чтобы эффективно солгать, ребенок должен понимать, что у него с другим человеком – разные цели, и у других людей могут быть другие убеждения, отличные от его собственных (это называется теорией разума).
Он должен быть в состоянии придумать и рассказать историю, которая заставляет других формировать ложное убеждение. Ребенку необходимо изложить версию так, чтобы она соответствовала имеющимся свидетельствам, а также была правдоподобной. И наконец, ему нужно скрыть правду.
Дети не рождаются с каждой из этих способностей. Скорее, это – умственные способности, которые развиваются со временем. Как и в отношении других навыков, не все дети начинают лгать в одном возрасте, и не все они одинаково искусны во лжи.
Интересно, что до тех пор, пока ребенок не осознает, что у другого человека другой ум, желания и убеждения, он не обманывает. Кажется, что как только дети приходят к пониманию того, что другие люди могут придерживаться других убеждений, они начинают извлекать выгоду из этого понимания, пытаясь создать ложные убеждения в умах других.
Как семья влияет на уровень нечестности ребенка?
Неудивительно, что среда, в которой воспитывается ребенок, влияет на его склонность ко лжи. Было проведено исследование, в котором изучалось, как тип социальной идеологии, установленной в семье, влияет на лживое поведение детей. Первое, что исследователи обнаружили, – все родители учат своих детей не лгать, но все дети лгут. Что еще более интересно, некоторые родители относятся ко лжи более снисходительно, чем другие.
Эти снисходительные родители учат детей, что врать – неправильно, но иногда – необходимо. Значительно чаще лгали дети из семей с такой установкой.
Еще одна особенность семейной жизни, которая влияет на честность ребенка, – это наличие старших братьев и сестер.
Дети, у которых есть старшие братья или сестры, учатся лгать в более раннем возрасте. Дети отлично учатся и приобретают навыки, просто наблюдая за окружающими. Возможно, старший брат или сестра, который уже овладел искусством обмана, даже сам того, не подозревая, служит наставником по обману для своих младших братьев и сестер.
Как влияет школа?
На развитие ребенка также влияет образовательная среда. Исследователи изучали честность детей, которые посещали школы с очень строгим режимом наказания, по сравнению со школами, которые были более снисходительными к своим ученикам. Было обнаружено, что дети из “строгих” школ – гораздо более эффективные лжецы.
Что делать?
Вместо того, чтобы просто объяснять детям, что ложь – это неправильно, особое значение имеет форма донесения этой мысли до ребенка, например, сказки и рассказы о честности. Использование таких историй – эффективный инструмент для поощрения честности. Однако, рассказы о карательных последствиях обмана, не уменьшают склонность ребенка ко лжи, в то время как рассказы, сосредоточенные на положительном аспекте честности, действительно способствуют большему уровню честности у детей.
Что же будет дальше?
По мере взросления дети усваивают систему убеждений о морали. Очень маленькие дети, как правило, очень критично относятся к лжи. Во всех случаях они считают ложь категорически неправильной.
Однако, по мере того, как дети достигают 10-летнего возраста, их взгляды начинают меняться. К возрасту от 10 до 18 лет у детей начинает формироваться более тонкое отношение ко лжи, при котором правильность или неправильность обмана зависит от результатов, которые он дает. Они начинают рассматривать ложь, сказанную для защиты чувств других, как морально приемлемую.
Выводы
Изложенные факты рисуют более четкую картину того, когда, почему и как дети лгут. Дети начинают свой жизненный путь довольно честно, но эта честность связана с эгоцентричной верой в то, что их переживания – единственные, которые существуют. Как только они приходят к выводу, что другие люди могут придерживаться иных убеждений, они начинают обманывать.
Хотя все дети учатся лгать, социализация, которой они подвергаются дома и в школе, влияет на “объем и степень” их лжи. Все дети лгут, и попытки искоренить ложь могут оказаться глупой затеей.