Разумеется, после такого «представления», настроение портится у всей семьи. Такое чувство, будто мы с мужем – двое тиранов, заставляющих ребенка работать на рудниках и конечно, чувствуем себя очень плохо, заставляя сына делать то, что он не хочет. Но кроме этого, мы переживаем, что Митя так и не научиться следить за своими вещами и держать их в порядке. И хоть мы постоянно говорим с сыном об ответственности за свои вещи, но несмотря на это, почти каждый вечер мы сталкиваемся с одной и той же картиной: ребенок в слезах, а игрушки разбросаны по всей комнате. Даже когда папа угрожает выбросить все игрушки, если сын их не уберет – это все равно не помогает и убираю в комнате я.
Как же научить ребенка порядку? Что делать, чтобы ребенок научился убирать свои вещи на место? И как без повышения голоса объяснить ребенку важность порядка?»
Ольга Краснова, Москва
На вопрос отвечает детский психотерапевт, семейный консультант Мадлена Санчук:
Приучать ребенка к порядку необходимо, начиная примерно с года. Причем не только к порядку, но и вообще помощи взрослым. Например, он вполне может принести родителям яблоко или подать салфетку, если родители попросят. Также ребенок может убрать игрушку на место после того, как наиграется с ней. Научить этому ребенка можно, просто не давая ему взять другую игрушку, пока он не уберет первую.
Итак, если ваш ребенок сначала полистал книгу, а потом тянется за красками, то мама должна сказать ему, что он сможет порисовать только после того, как книжка вернется на полку. Плюшевого медведя он получит, когда вместе с мамой помоет кисточки и положит краски на место. Ну и так далее.
Естественно, что со временем ребенку для игры потребуется не только одна книжка или игрушка. Он захочет почитать кукле книжку или покатать ее на машинке или устроить чаепитие с другими игрушками. То есть вы не сможете давать ему игрушку при условии, что предыдущая лежит на месте. Значит вы можете заранее уточнить, сколько ребенку нужно игрушек для его игры и выдать ему нужные, остальные оставив на месте.
Ребенок взрослеет
По мере взросления ребенка усложняются не только его игры. Все сложнее заставить ребенка слушаться и убирать за собой. Это происходит по двум причинам: ребенок проверяет ваше влияние на него; ребенок не имеет понятия, как нужно наводить порядок и боится сделать что-то неправильно.
С первой проблемой можно справиться так: держите себя в руках, не кричите, а спокойно, ровным тоном настаивайте на выполнении своей просьбы. Если ребенок не слушается – отступайте, но не выполняйте никаких его просьб, пока он не выполнит вашу. Например, не дайте ему конфету или не включайте мультики, пока он не разложит игрушки по местам. Предложите ему помощь в уборке, но не делайте его работу самостоятельно.
Вторую причину тоже можно понять и побороть. Причину страха вы знаете сами, вспомните, как после шумного застолья на вас ложится обязанность навести порядок, вымыть всю посуду и так далее. Обычно в такой ситуации у вас опускаются руки – вы не знаете, за что браться и думаете, что никогда не наведете порядок после праздника. Примерно так чувствует себя ребенок, оказавшись один на один с горой игрушек, которые нужно расставить по местам.
В такой ситуации ваша помощь очень нужна ребенку. Станьте его руководителем во время уборки. Говорите, в какую коробку положить этого мишку, в какую – мячики и кубики. Во-первых, так ребенок будет знать, что делать, а во-вторых, будет учиться различать цвета и формы, сортировать и считать их. Очень важным в этом деле является ваша заинтересованность. Ребенок поймет, что это занятие утомляет вас, а значит, сам не будет заинтересован в уборке. Если вы с улыбкой приступите к уборке – он тоже будет получать удовольствие от этого совместного занятия. Если ребенок плохо себя чувствует, ваша помощь может трансформироваться от простого руководства к более плодотворной. Незаметно уберите игрушки так, чтобы ребенок все равно был в центре событий.
Грозные мотиваторы
Что касается угроз папы забрать у ребенка все игрушки, стоит сказать об одном золотом правиле: никогда не бросайте слова на ветер при ребенке. Если ваш сын не захочет убирать свои вещи после ваших просьб, скажите ему, что если вещи не будут находиться на своих местах, то вы заберете их и спрячете на два дня. Если ребенок не испугался этого обещания, спокойно соберите игрушки и спрячьте их ровно на два дня – ни больше, ни меньше. Тогда ребенок будет знать, что несет ответственность за свои вещи и может потерять их, если не будет за ними следить. Более того, он будет знать, что вы держите свое слово и можете наказать его, если он не будет слушаться.
Если он будет протестовать и требовать возвращения своих вещей, спокойным голосом объясните ему, что игрушки вернутся через два дня, а если он не будет убирать игрушки и дальше, то они могут снова исчезнуть на два дня. Старайтесь не поддаваться на слезы и крики. Если вы наказываете ребенка, не меняйте своего решения, иначе он будет считать, что любая провинность сойдет ему с рук. Обязательно уточните, что игрушки теперь должны быть убраны сразу после игры.
Можно не прятать игрушки, а складывать их в шкаф, который условно вы будете называть «штрафным». Четко объясните ребенку, что в определенное время все игрушки должны быть убраны. Если этого не произошло, сложите все игрушки в «штрафной» шкаф. Не забывайте только, что ребенок может заиграться и забыть про время, поэтому заранее напоминайте ребенку о том, что скоро нужно будет заканчивать игру и наводить порядок.
Также для ребенка очень важна похвала. Если вы будете лишь упрекать его из-за разбросанных игрушек, и не будете хвалить за самостоятельно наведенный порядок – вы никогда не приучите его убирать за собой. Поощряйте его за каждое добровольное проявление самостоятельности, так приучение к порядку пройдет намного легче.