Я разве испортил?
Обычно в таких случаях все родители делятся на два лагеря: первые объясняют поведение ребенка тем, что ребенок еще маленький и не понимает, что делает, просто так играет. Вторые уверены, что ребенок специально портит книжки, то ли в попытках привлечь к себе внимание, то ли просто из-за плохого воспитания. В данной ситуации оба лагеря ошибаются.
Для ребенка расписывание книги это не акт разрушения, а наоборот – процесс создания чего-то нового. Психологи утверждают, что это очень важно для развития ребенка и совсем не говорит о его плохом воспитании. Сами родители могут заметить, что ребенок сначала пишет что-то в книге, а потом сравнивает с тем, что было напечатано до него. Для ребенка это самостоятельное творчество, собственное произведение. Он понимает, что конкретно он пишет или рисует. А нам, родителям, кажется, что это обычное хулиганство.
Родителям очень важно понять, что в годовалом возрасте ребенок не только познает окружающий мир, он еще и себя пытается узнать полностью. И очень важно для него – узнать, что он может, а чего не может. Представьте заинтересованность и восторг ребенка, когда он понимает что может оставить свое произведение в книжке! Это для нас, взрослых, важен конкретный результат: красивый рисунок или хорошо написанный рассказ. Ребенку же доставляет удовольствие сам процесс – он влияет на содержание книги, меняет ее. Если смотреть на «порчу» книг с такой стороны, это уже достойно уважения, не правда ли? Родители должны держать себя в руках и терпеть «издевательства» над книжками. Только дав ребенку возможность творить, мы можем надеяться на хороший результат его развития.
Ломать и строить
Познавательную деятельность ребенка не только можно, но и необходимо направлять в позитивное русло. Так, например, разорвав книжку, ребенок с вашей помощью может ее склеить. Так он не только приучится к порядку, но и узнает, что такое части и как их превратить в целое. Не у всех детей хватит терпения чинить всю книгу, собрав воедино части нескольких страниц можно остановиться. Не ругайте ребенка, если он снова порвал книжку – так он осваивает то новое, что узнал благодаря вам.
Если ребенок рисует в книжках и зарисовывает некоторых персонажей в иллюстрациях, это значит только одно – ему не нравятся эти персонажи. Предложите ребенку придумать свою собственную сказку на основе прочитанной. Возьмите альбом, пусть ваш ребенок вместе с вами создаст такую сказку, которая ему понравится. Обсуждайте новых персонажей, придумывайте сюжетную линию. Такой творческий процесс вызовет восторг у ребенка. Созданную сказку вы сможете потом красиво оформить, и создать вашу личную книгу, используя детские рисунки в качестве иллюстраций. Помогая ребенку в создании чего-то нового, вы способствуете не только его развитию, но и формируете его заинтересованность в творческой деятельности.
Запретный плод
Причиной конфликта иногда становится то, что ребенок «портит» красивые, дорогие книги и родителям их жалко. Они ругают детей, дети плачут, книга испорчена – все несчастны. Чтобы обезопасить свою библиотеку и важные документы от рук маленького творца просто купите ему много недорогих детских книжек, которых будет не жалко. Их даже можно отложить от остальных, объяснив ребенку, что играться можно только с этими книжками.
Если же в ручки малыша все-таки попалась дорогая важная для вас книга, не нужно кричать. Еще раз спокойно объясните ему, что эту книгу не нужно разрисовывать – она вам и так нравится. Взамен дайте ему недорогую книжку, чтоб он мог продолжить творить. Такое объяснение поймет любой ребенок. Если же ребенок требует конкретно ту, запрещенную книгу и дело доходит до слез и истерик, возможно именно она пробуждает в нем вдохновение.
Однако не стоит каждый раз уступать ребенку. Возможно, он просто вами манипулирует. Если любая запретна книга вызывает у ребенка такую реакцию, скорее всего так и есть. Не уступайте ему, предложите другую книгу и рано или поздно, истерики прекратятся. Если детские слезы не проходят – обратитесь к детскому психологу, он поможет вам найти подход к данной проблеме.
Также обстоит и с разрыванием книг и других бумажных изданий. У полуторогодовалого ребенка нет цели испортить книжку или навредить вам. Как было неоднократно сказано, ребенок познает мир и на сей раз – он изучает свойства бумаги. Для него увлекательно рвать листы на разные кусочки, слушать, с каким звуком это происходит, какую бумагу рвать легче, а какую – сложнее. Это все необходимо для развития его анализаторов: зрительных, слуховых, кинестетических.
Меняю паспорт на газету!
Чтобы вездесущие ручонки не добрались до вашего паспорта или других важных бумаг, предоставьте ребенку поле для исследования. Обеспечьте его бумагой разной плотности и цвета: альбомные листы, газеты, картон разной толщины, цветную бумагу, бархатный картон. Так ребенок будет изучать разные текстуры, формы цвета и все это – без особых затрат. Опять расскажите ребенку, что нехорошо рвать важные для вас книги и документы. Взамен ваших фотографий дайте ему вышеуказанные виды бумаги и ваш ребенок будет на седьмом небе от счастья.
Не забывайте, что ваш ребенок познает мир. И когда он выясняет, что может на что-то влиять – это вызывает глубочайшую заинтересованность. Разрывая и разрисовывая страницы книги, ребенок понимает, что меняет не только саму страницу, но и всю историю, которая описана в книге. Представьте, если бы у вас была возможность менять окружающий мир, как вам заблагорассудится. Вы бы тоже не могли остановиться. Не требуйте же от ребенка противоположного.
Его тяга к изменению окружающих предметов нормальна и благоприятна. Не останавливайте его. При правильном отношении к этом творчеству, вы можете воспитать у ребенка чувство красивого, вызвать заинтересованность в искусстве и, возможно, развить у него талант художника или писателя.