Главный вопрос: зачем?
Примерно к двум годам жизни ребенок начинает свою «исследовательскую» карьеру. Ломается все, что попадает под руку: от игрушек до дорогих настольных часов. Все что можно разорвать – разрывается, все, что можно разобрать – разбирается. Если детские ручки не могут справиться с защелками на пульте, то они, по крайней мере, постараются вырвать «с корнем» кнопки. Разумеется, это приводит родителей в отчаянье. Ведь в отличие от ребенка, они в уме подсчитывают все расходы и горы поломанных недешевых вещей – отнюдь не радостная весть.
Однако, этот период характерен абсолютно для всех детей – от него не убежать. Каждый предмет для вашего ребенка – это еще одна частичка непознанного мира. Разумеется, ему необходимо полностью разобраться в устройстве той или иной вещи, чтобы расширить свои знания об окружающих его предметах. Ситуацию «усугубляет» еще и то, что столь ранний возраст – не время для понимания хороших и плохих поступков. Ребенок не знает, что поступает неправильно, поэтому и не ограничивает себя в действиях. Объяснить и ограничить – это уже функция родителей.
Самое простое, что вы можете сделать для спасения дорогих вещей в доме – заблаговременно убрать их в место, недоступное для детей. Желательно, чтобы ваш ребенок не только не мог достать, но и не видел возможный объект изучения. Разумеется, рано или поздно это перестанет помогать и вам необходимо будет провести с ребенком разъяснительную работу, объяснить ему, что и почему ломать нельзя.
Как запрещать?
Полностью прекратить разрушения в вашем доме будет крайне сложно, поэтому вам понадобиться сила воли и самообладание.
Хотя ребенок еще не знает разницу между хорошими и плохими поступками, однако он прекрасно видит, как вы относитесь к его действиям. В его возрасте ваше одобрение или неодобрение – самое важное. Чтобы ребенку было понятно, почему ему запрещают играть с той или иной вещью, необходимо объяснить, например, что вещь вам очень дорога, что она очень хрупкая, и он может ее случайно сломать.
Однако, если вы так будете комментировать любой предмет, который попадет ребенку в руки, если «запретных» игрушек станет слишком много, то ваш ребенок начнет с еще большей страстью их добиваться. Не пользуйтесь вашим влиянием на ребенка слишком часто. Отказ от желанного предмета ради вас – это жертва для ребенка, требующая огромной силы воли. А если малышу будет запрещено практически все, вы можете столкнуться с настоящим маленьким варваром, который назло вам начнет крушить все, что под руку попадется.
Именно поэтому очень важно выделить те предметы, которые будут принадлежать ребенку и с которыми он сможет делать все, что захочется. Если у ребенка будет личное пространство, свободное от вашего контроля и запретов, ему будет, где развернуть свою исследовательскую деятельность и выплеснуть накопившуюся энергию.
Не забывайте, что для ребенка такие понятия, как создание и разрушение – в новинку. Не хватайтесь за голову, когда построенный на пляже песочный замок, на который вы с малышом убили два-три часа, растаптывается маленькими ножками сразу же после окончания строительства. Именно таким образом ваш ребенок познает свои возможности.
Если вашей дочке необходимо отстричь волосы кукле или сделать из кукольного красивого бального платья мини-сарафанчик, ни в коем случае не ругайте ее. Подумайте, какой властью вы обладаете над своими детьми: именно вы решаете, как им одеваться, стричься, что кушать. Вы влияете на детей и детям тоже необходимо на кого-то влиять, чтобы не чувствовать себя самыми слабыми и маленькими. Объектом влияния они выбирают игрушки. С ними они могут делать, что заблагорассудиться – это его вещи.
Не думайте, что в дальнейшем кукла без ноги или оторванная голова пластмассового клоуна исчезнет без следа в мусорном ящике. В своих играх дети с удовольствием будут использовать эти оторванные «запчасти» своих игрушек. Позвольте вашему ребенку быть творцом своей игры. Именно тут он имеет возможность в «тепличных условиях» познавать свои возможности, ничем не рискуя.
Обратите внимание
Не всегда поломанные игрушки – последствие исследований вашего малыша. Иногда, таким образом, он требует внимания к себе. Очень часто дети в столь раннем возрасте чувствуют себя испуганно, одиноко. И единственным способом сделать так, чтобы вы заметили его состояние, для ребенка остается ломать то, за что вы будете его ругать.
Если ваш ребенок для своих разрушений выбирает время, когда вы как раз беседуете с подругой или занимаетесь работой, будьте уверенны, так образом он требует вашего внимания. Ребенок ломает вещи не назло вам, а в надежде, что вы поймете этот знак и уделите ему необходимое внимание. Не забывайте об этом. И когда в следующий раз он спрячет ваши любимые серьги под шкаф, а папин галстук засунет в горшок с цветком, просто помните, что ребенку постоянно необходима ваша забота. Была бы его воля, он бы вообще не расставался с вами ни на минуту. Когда вы уделяете время кому-то другому, это вызывает ревность.
Поговорите с ребенком, объясните ему, что несмотря на временную занятость, он все равно очень важен для вас, вы помните о нем и поиграете с ним сразу же, как только освободитесь. Не упрекайте ребенка в содеянном, однако, сдержанно продемонстрируйте, что вы недовольны его поступком.