Сюжетные игры
Сюжетная игра – самый доступный для ребенка способ изучения окружающего мира, ведь в основе таких игр всегда лежит детский опыт и знания, которые ему еще придется усвоить. Узнав, кто такой пожарный или летчик, детки часами могут играть, изображая полет на самолете или тушение пожара. Таким образом, они отрабатывают на практике то, что узнали. Также они могут изображать виды транспорта и повадки животных.
Особых правил, такие игры не имеют, если играют несколько детей, то тут не может идти речи о победителе и проигравшем. Дети просто изображают сцены из жизни и стараются как можно лучше повторить те или иные движения. Они будут бегать быстро, высоко поднимая колени, если изображают табун лошадок, а могут прыгать из комнаты в комнату, как зайчики. То есть основная цель сюжетных игр – имитация.
Для сюжетных игр характерна возможность воздействовать на детей в игре с помощью сюжета и тех ролей, которые они сейчас отыгрывают. Правила действуют для всех и все дети должны следовать им.
Зачастую подобные игры имеют схожий сюжет: практически все дети изображают птичек или зайчиков, а один ребенок изображает волка или медведя. Роль волка может взять на себя и взрослый: родитель или воспитатель. Все дети действуют согласовано и в зависимости от поведения «ловца», то есть, чем быстрее будет бежать волк, тем быстрее придется бежать и зайцам.
Однако в сюжетных играх каждый ребенок использует только свои индивидуальные возможности. То есть в данной игре каждый ребенок будет бежать так быстро, как ему под силу, другие ребята-зайчики не будут ему помогать победить волка. Можно сказать, что сюжетные игры одновременно коллективизируют детей и выделяют каждого из общего коллектива в качестве индивидуальности.
Сюжетные игры очень хорошо развивают взаимопонимание и согласованность действий в коллективе, ведь зачастую эти игры групповые и все дети должны подчиняться одинаковым правилам и выполнять свои роли. Так, например, играя в паровозик, детки будут стараться не наталкиваться на своего соседа впереди и не идти слишком медленно, чтобы не мешать соседу сзади. В игре детям нужно одновременно останавливаться на светофоре или пропускать проезжающий автомобиль, а в таком деле согласованность действий обязательна.
Основными действиями сюжетных игр являются бег, прыжки, ходьба. Также малышам нужно будет перепрыгивать через невысокие препятствия, запрыгивать на них и прыгать на месте. В некоторых играх деткам может быть задано подлезать под препятствие или просто ползать по полу. Все эти движения составляют основу сюжетной игры и являются способом решения задачи, которую ставит детям руководитель.
Существуют также определенные условия проведения сюжетных игр. Например, чем сложнее задача игры, тем более спокойная обстановка требуется деткам для успешного выполнения задания. Дети не должны отвлекаться ни на что другое, если те действия, которые они выполняют, являются новыми или сложными для детей. Даже если взрослым то или иное упражнение не кажется не слишком сложным, то это не значит что младшим дошкольникам под силу сразу освоить его.
Так, например, играя в зайчиков и волка нужно дать детям, время приспособиться к роли и попрыгать спокойно, пока волка нет на лужайке, пока кот спит, детки могут спокойно побегать, привыкая к роли мышей. Резкий сигнал к действию и без того слишком сильный раздражитель для детей. Если дети не успели подготовиться к выполнению нужного действия, после сигнала они могут забыть, что нужно делать, растеряться и игра пойдет насмарку. Но даже если дать детям достаточно времени для адаптации, не требуйте от них точного воспроизведения необходимых движений после подачи сигнала – резкий сигнал в любом случае отвлечет их от копирования заданного персонажа.
Чтобы добиться правильного воспроизведения нужных для игры движений, воспитателю нужно подробно рассказать и описать эти движения, выполнить их самостоятельно. Если взрослый не выразит свои требования к движениям четко, дети могут не понять, что от них хотят и вместо того, чтобы прыгать, как зайчики, будут просто убегать от волка. Чем лучше воспитатель объяснит детям правила игры, тем успешнее они будут выполнять задачи, стоящие перед ними.
Бессюжетные игры
Бессюжетные игры практически не отличаются от сюжетных, ведь в них также используются такие задания, как убегать от кого-то или наоборот, ловить кого-то, прыгать, перепрыгивать и подлезать. Просто в бессюжетных играх не существует ролей, которые должны выполнять дети. Теперь они не зайчики, убегающие от волка, а просто дети, которые убегают от ведущего. К бессюжетным играм относятся салки, догонялки, перебежки, прятки и тому подобное.
Так же, как и сюжетные игры, бессюжетные развивают у малышей умение работать коллективно и слаженно, существуют и правила и ответственная роль. В подобные игры могут играть не только младшие, но и старшие дошкольники.
Бессюжетные игры усложняются тем, что дети теперь не отыгрывают роли и должны действовать абсолютно самостоятельно. Таки игры требуют больше быстроты и ловкости, детям нужно быстрее ориентироваться в пространстве, и самим выбирать, необходимые для достижения цели, действия. Несмотря на существование конкретной задачи, и правил игры, детям не объясняются действия, которые они должны выполнять. Они знают только, что им нужно убегать от ведущего, каким способом они будут это делать – зависит только от них.
Деткам в возрасте 2–3 лет обычно предлагают такие простые бессюжетные игры, как «Догони меня». В подобных играх детки должны либо бежать за воспитателем, либо убегать от него. Зачастую в таких играх назначается определенное место, где ведущий не может ловить детей – «домик».
После освоения подобных простых игр, можно усложнить правила. Такими более сложными играми являются игры «Найди свой цвет» и «Где звенит колокольчик». Так, в игре «Найди свой цвет», детям раздаются разноцветные флажки и ребенок должен добежать до флажка, своего цвета, стоящего в игровой комнате. В игре «Где звенит колокольчик» малышам дается задание бежать на звук колокольчика. Таким образом, дети учатся ориентироваться по заданному направлению, но и по нужному цвету или бежать на звук, определять его источник и местонахождение.
Задача усложняется, и детям предлагают поиграть в «Береги предмет», «Не опоздай». В таких играх детям нужно не только быстро добежать до точки назначения, но и сохранить при этом мячик или кубик, который он держит в руках. Также малышу может быть дано задание за определенное время достичь заданного места – не опоздать. То есть теперь в играх одновременно развиваются ловкость, быстрота, ориентация в пространстве и умение выполнять дополнительные действия.
Для средних и старших дошкольников вводятся игры с бросанием мяча или колец. Освоив все необходимые действия, дети могут приступить к таким играм как кегли, кольцеброс, школа мяча и тому подобное. Подобные игры способствуют улучшению глазомера, координации движений и ловкости.
Игровые упражнения
Любые подвижные игры начинаются с освоения игровых упражнений. Сами игры и игровые упражнения отличаются как по цели, так и по способам проведения. Методы обучения этим категориям также отличны. Если в любой игре, сюжетной или бессюжетной, имеется какой либо замысел-основа, цель, которой должны достичь участники, то в игровых упражнениях единственной целью является освоение тех или иных действий.
Особенностью младших дошкольников является их несосредоточенность и быстрое рассеивание внимания. Именно поэтому обучить детей этого возраста тем или иным движениям легче всего используя игровой сюжет.
К игровым упражнениям можно отнести такие занятия как «По мостику», «Через ручеек» и так далее. Игровой элемент в упражнениях делает выполнение задания более интересным для детей, а, следовательно, они более старательно и тщательно относятся к выполнению необходимых движений.
Игры-забавы
Игры-забавы не играют большой роли в физическом развитии дошкольников и зачастую выполняются ради развлечения. Зачастую такие игры проводятся в форме эстафет, соревнований. Так, например, участникам может быть дано задание пробежать от старта к финишу, держа в руках ложку с яйцом и ничего не уронить. Бег в мешке, действия, выполняемые с завязанными глазами и тому подобные задания также относятся к играм-забавам.