Благородство моря
Парус несет человека там, где соприкасаются два океана – водный и воздушный. Состояние этой границы переменчиво. От штиля, когда подброшенная в воздух пушинка медленно падает вертикально вниз, а поверхность воды – как зеркало, до урагана, когда ветер дует со скоростью до ста метров в секунду, вырывая с корнем деревья, а волны на воде достигают высоты девятиэтажного дома и непонятно, где верх, где низ. Когда море спокойно и ветер наполняет парус, как определить, куда плыть? По солнцу и звездам. Развивает? Безусловно. Некоторые больше доверяют GPS-навигаторам, но применение навигаторов на практике тоже очень развивает.
Взрослый будет думать, с какой стороны подойти, а для ребенка это игра, в которой решения приходят сами собой. Дайте ему попробовать, и вы увидите, как он, меняясь на глазах, будет увлеченно усваивать знания, впитывать опыт, умение находить нестандартные выходы из безвыходных ситуаций, научится понимать язык больших явлений.
Если ему доведется участвовать в парусных гонках – даже небольших, неважно выиграет он или нет – у него появится внутренний «компас», который всегда подскажет ему что надо делать. В этих гонках выигрывает тот, кто сумеет сложить в уме головоломку из десятков факторов (ветер, положение светил, течения, состояние лодки, настроение соперников и многое, многое другое). Участие в многодневных океанских гонках на десятки тысяч километров – наивысшее испытание человеческих качеств, а победа в такой гонке – счастье.
Первые шаги
А пока, вы привели ребенка в яхт-клуб. Первое чем вы озаботитесь – безопасность. Первое условие безопасности – рядом с ребенком должен находиться опытный, желательно подготовленный, взрослый. Спасательный жилет – условие, абсолютно обязательное для приближения к воде при любой погоде.
Отчаливаем. Оставлять ребенка на судне одного лет до четырех-пяти – ни в коем случае нельзя. Когда он станет постарше, оставить ребенка одного управлять яхтой будет необходимо. В этом случае обязательное условие безопасности – тренер на спасательном судне поблизости. Такие выходы обязательно регистрируются на берегу в специальном журнале с указанием времени предположительного возвращения. Соблюдение этих мер вполне достаточно для обеспечения безопасности, при условии их неукоснительного выполнения.
Начинать приобщение маленького человечка к парусам можно еще до рождения, в это время все, что происходит с его мамой, воспринимается им, ложится в основу его мироощущения. В пеленочном возрасте его можно взять на прогулку на яхте крейсерского класса (на таких яхтах конструкция корпуса предусматривает наличие каюты). Это научит малыша чувствовать яхту. Яхтсмен ощущает себя единым целым с лодкой, и, если он с пеленок впитает дрожь корпуса, песню ветра в вантах, напряжение с которым лодка кренится к воде, в дальнейшем чувство лодки станет подсознательным и позволит на соревнованиях не расходовать сознание на поддержание контакта с яхтой, освободив его полностью для управления гонкой.
Малыш будет становиться старше. Придется вам дополнять прогулки под парусами занятиями теорией. Покажите, как работает руль, расскажите про ветер, про то, как под действием ветра кренится яхта, что делает ветер с водой. Придумайте и расскажите малышу сказку про Ветер и Птицу, у которой было два крыла – одно в воде, другое в воздухе (киль и парус яхты). Сказка поможет вам донести до него представления о сложной физике движения парусных судов в легкой доходчивой форме.
Маленький капитан
Когда малышу исполнится 4–5 лет, наступит время, когда он сможет сам управлять яхтой. Выберите время, дождитесь хорошей погоды, и поставьте малыша за штурвал крейсерской яхты. Задача должна быть простой – держать судно на заданном курсе. На берегу или в акватории должен быть выбран хорошо видимый ориентир, это может быть любой береговой объект или буй. Задача рулевого – вести лодку ровно, не давая ей рыскать (идти зигзагом). Гика-шкот (трос, который крепится к концу горизонтального бруса, ограничивающего большой парус яхты снизу) лучше застопорить или дать его через лебедку. Родителям рекомендуется наблюдать за происходящим из каюты, вмешиваясь в происходящее только в крайних случаях.
Будет очень здорово, если удастся организовать «соревнование» с другой яхтой, которая будет идти параллельным курсом ниже по ветру. Необходимость догнать и обогнать соперника заставит юного рулевого думать, как поднять скорость, а это определяется положением парусов. Подскажите ему, как правильно выставить гик, для этого гика-шкот надо потравить (отпустить) или подобрать (подтянуть).
Маленький рулевой увидит, как положение паруса влияет на скорость. Гонка должна завершиться безоговорочной победой вашего малыша. Викторию надо будет отпраздновать. Воспоминание о первой гонке запомнится на всю жизнь. Только не злоупотребляйте такими экспериментами. Одной такой «победы» будет вполне достаточно.
Следующий этап – управление маленькой яхтой в одиночку. Для этого подойдет швертбот класса «Оптимист». Выдвижной киль (шверт) позволяет запускать лодочку даже на мелководье. Встаньте с помощником в воде примерно по грудь и запускйте лодку с вашим малышом друг другу, подсказывая как правильно держать руль и парус. Задача рулевого та же: держать лодку на прямом курсе. «Оптимист» – лодочка маленькая, одноместная, чувствует малейшее движение руля. Управиться с ней будет труднее, чем с большой яхтой.
На «Оптимисте» стопорить гика-шкот не получится, поэтому придется научить ребенка уворачиваться от гика – иначе можно получить травму. На берегу потренируйте ребенка, обучая его уворачиваться от брошенных в него мячей или ловить их. Убедившись, что он уверенно реагирует на летящие предметы, можете отправлять его в самостоятельное плавание. Следующее, что он должен освоить – поворот, то есть он должен научиться менять галс.
Теперь он готов идти под парусом сам. Вы должны быть рядом на другом судне.
Bimkill , xvjyLCvPWSVcGsaMa | 01 Июня 2012 04:21
It's like you're on a missoin to save me time and money!
Ответить