Светлая сторона луны
Еще задолго до школы ребенок начинает фантазировать. Активное развитие фантазии начинается в трехлетнем возрасте, а до этого периода появляется все, что может поспособствовать этому. Поэтому станет ли малыш фантазером, зависит от того, как будет пройден подготовительный этап до трех лет. Дети еще не играют, а пытаются понять, из чего состоят игрушки. Поэтому родители должны помогать осознавать все, что окружает малыша.
Малышу необходимо получать знание и тепло через маму, ее заботу и науку. Только мама может показать, как и чем нужно пользоваться, какого это цвета. Поэтому с ребенком нужно часто разговаривать и показывать, как происходят обычные каждодневные дела. Ребенок скорее адаптируется и это поможет в дальнейшем обучении. Чтобы ускорить этот процесс:
- Нужно читать ребенку. Лучше, если это будет разная литература: сказки, детская проза и поэзия. К двум годам ребенок должен хорошо знать любимые сказки и их героев.
- В полтора года стоит развивать фантазию в играх. Например, можно играть в ассоциации, создавать из обычных вещей, что-то совсем новое и необычное. Из стола можно сделать космический корабль, стоящий рядом стул может стать люком, через который можно выходить в открытый космос. Главное в этом деле – фантазировать родителям, и помогать тем самым фантазировать малышу.
- Можно не только превращать вещи во что-то новое, можно самим становиться кем-то другим. Становитесь вместе с малышом семьей тигров, двигайтесь по-кошачьи, издавайте звуки. Становитесь разными животными, пусть малыш лучше осознает, как двигаются и как живут другие существа. Это прекрасно развивает понимание, фантазию, моторику.
Такие разные игрушки
Еще одним необходимым фактором в развитии фантазии становятся предметы, которые способствуют игровому процессу. Стоит отметить, что огромное разнообразие игрушек и их реалистичный вид способствуют скорее обратному процессу. Ведь все фены, плиты, чайники и пистолетики на самом деле выполняют свои функции, только не мощно и безопасно для ребенка. Эти игрушки нравятся детям и они их приближают к реальной жизни, но вот фантазировать они не дают, потому что в них нечего добавить, фантазии просто нет места. Именно поэтому дети часто теряют интерес к «горам» игрушек.
Многие родители возмущены таким поведением детей. Покупая самые дорогие и красивые игрушки, дети играют в них всего несколько дней и бросают. А вот камешки интересной формы, палочки вызывают куда больший интерес у малышей. Главная ошибка родителей в том, что они пренебрежительно относятся к выбору ребенка и выбрасывают найденные «сокровища». Но, как правило, история повторяется и малыш находит что-то новое и более интересное для его игр. Родители совершенно не понимают с чем связано такое поведение.
Но все очень просто. Ребенку не хватает предметов для фантазии, перенесения образов. Для фантазии нужны только заготовки, а не полностью готовый продукт, как те игрушки, что есть в магазине. Просто не нужно выбрасывать то, что так нравится ребенку. Эти палки, камешки и прочий «мусор» как нельзя лучше скажутся на фантазии и дальнейшем развитии ребенка. Малыши очень расстраиваются не находя таких предметов для фантазии, для «секретных» задумок и экспериментов.
Можно попробовать мастерить игрушки. И вам, и вашему ребенку это очень понравится. Так ребенок начнет замечать в обычных вещах нечто волшебное и необычное. Развивайте моторику малыша лепкой, раскрашиванием. Эти игрушки очень любимы детьми, ведь это их достижение, как правило, дети берегут такие поделки и не ломают их.
Еще один этап развития – свободное фантазирование. Каждый в детстве летал на луну, спасал планету от нашествия инопланетных монстров. В фантазии малыш способен воссоздавать любые сюжеты в самой неожиданной обстановке. Обычно в этих фантазиях ребенок вместе с родителями, друзьями, кем-то близким для него. Поэтому не стоит удивляться тому, что ребенок может не услышать вашего призыва чем-то заняться, ведь он уже занят. Очень часто дети рассказывают о том, что они делают в своих фантазиях, повергая тем самым взрослых в полное недоумение.
Темная сторона луны
Но бывают и иные случаи, когда фантазии становятся страшными, полными агрессии. Там может отражаться ненависть к близким, полный отказ от восприятия мира и близких. Такие фантазии часто связаны с ложью, причиняющей боль и беспокойство.
История от мамы: "Я не трус, но я боюсь..."
«Вова был довольно спокойным мальчиком. Послушным, не спорил и хорошо кушал, не капризничал, когда нужно было отправляться спать. Но пришло время, когда он изменился, резко и не в лучшую сторону. Во время прогулок он не отходил от мамы, а спать все чаще не хотел. Этот момент отодвигался за счет желания пить, есть, помыть руки, сходить в туалет. Сначала родители посчитали это изменениями в характере мальчика, однако маму начали беспокоить рисунки сына. Монстры, чудовища…После разговоров с ребенком, родители выяснили, что под кроватью живет чудовище и каждую ночь оно пугает малыша»
Это довольно распространенная ситуация. Все это происходит потому, что дети до пяти лет боятся персонажей сказок, резких звуков, каждый второй ребенок ведет себя так! А каждый третий панически боится транспорта, воды, замкнутого пространства и нахождения в помещениях в одиночестве. При достижении возраста шести лет может появиться страх смерти, который сопровождается боязнью пожаров, наводнения и прочих катаклизмов.
Несложно представить как страшно ребенку одному, находясь в закрытой темной комнате, причем наполненной злыми и ужасными существами. Это не просто воображение трусливого ребенка. Как бы ни было это парадоксально – это полезно. У каждого ребенка бывают периоды страхов – это вполне нормально. Пережитые минуты боязни откладываются в памяти и развивают в ребенке предусмотрительность, осторожность, осмотрительность. Ребенок начинает понимать, что не только родители должны его защищать, но и он сам может постоять за себя.
Если у страха есть определенная форма, с ним можно бороться. Психологи разработали целые программы борьбы со «страшилками». Нужно рисовать живущих под кроватью монстров. На бумаге они не такие уж и страшные. Нужно попросить ребенка дорисовать еще какую-то деталь, чтобы это существо стало совсем не страшным. Это могут быть бантики, очки, а может и клетка. Пусть ребенок сам пофантазирует. Рисуя что-то нелепое, малыш начнет улыбаться и поймет, что чудище совсем не страшное.
А можно прибегнуть к волшебству. Смастерить волшебную палочку из сказочного дерева. Нужно отправиться с ребенком в лес или парк, найти там это дерево, взять веточку, потом вместе остругать ее и раскрасить. Давайте ребенку палочку на ночь. Он непременно почувствует себя спокойнее с таким чудесным оружием под рукой.
Также помогают ребенку справиться со страхом животные. Если в комнате будет зверек, ребенок не почувствует себя одиноким и будет меньше бояться. Особенно, если убедить малыша в том, что зверюшки побеждают любое зло. Поэтому питомец будет надежным защитником для детей. Это успокоит ребенка. Стоит пофантазировать и подумать, кто или что еще может защитить от монстров. Призовите все силы на защиту малыша.
Не забывайте о том, что просмотр телевизора не лучшим образом влияет на ребенка, особенно это касается агрессивных мультфильмов и программ. Как минимум за два часа до сна ребенок должен начать успокаиваться. В течении часа перед сном увлеките ребенка добрыми персонажами и сказками. Только не русскими народными, в них довольно часто встречается агрессивное поведение. Подберите заранее что-то очень доброе. Когда ребенок будет уже в кроватке, сделайте ему массаж, погладьте, поцелуйте. Ребенок непременно будет сладко спать и не будет пугаться.
Фантазия или ложь?
Самым ужасным открытием для молодых мам становится первая ложь малыша, когда ребенок что-то сломал и отпирается до последнего. Кажется, если ребенок врет в четыре года, то дальше будет хуже и что-то изменить будет просто невозможным, но все не так страшно, как кажется.
Все-таки между ложью и фантазией малыша есть разница, которую стоит учитывать. Ложь подразумевает намеренное введение в заблуждение. Чаще всего это делается с целью получения выгоды или побегом от наказания. Фантазия – это плод воображения, без целей и причин.
Многие дети в трех-четырех летнем возрасте пытаются манипулировать взрослыми, и это буквально становится привычкой. Причина такого поведения – непонимание правды и лжи как таковых, оно, как правило, приходит уже в школьном возрасте. Приблизительно до десяти лет ребенок руководствуется только мнением родителей, если они не довольны, значит, что-то сделано не так.
Чаще всего дети используют ложь в качестве предмета защиты. Так ребенок укрывается от гнева родителей, пренебрежительного отношения сверстников. Как ни странно, но лжи дети учатся именно у взрослых.
Ведь родители врут ребенку чуть ли с самых первых дней его жизни. «Если ты не перестанешь вести себя плохо, тебя Бабайка заберет!» или «Не будешь кушать, придет волк и утащит в лес». А ведь ребенок верит в то, что родители способны позволить волку или Бабаю забрать его, маленького и беззащитного, лишь за то, что он не смог доесть кашу.
А как часто мама говорит отцу, чтобы тот подошел к телефону, но обязательно сказал, что ее нет дома. И ребенок, постоянно натыкаясь на подобное поведение, начинает понимать, зачем взрослые так поступают, и начинает копировать их поведение. Если все близкие люди, в том числе родители могут так делать, значит, так можно и это хорошо.
Какие основные причины, по которым ребенок врет?
- Боязнь наказания – самый распространенный мотив лжи. Если малыш случайно что-то испортил и за это его обязательно лишат просмотра любимого мультфильма, он непременно будет искать способы скрыть проступок. Если ребенок очень часто прибегает к этому способу, может быть не стоит применять строгие наказания и ребенок сам поймет, что врать совсем не обязательно. Если доходчиво объяснить ребенку, что после того как он разольет что-то нужно будет просто извиниться и вытереть за собой, необходимость лжи исчезнет.
- Постоянные запреты. Если постоянно что-то запрещать ребенку, часто говорить «нельзя», то ребенок будет искать обходные пути для достижения цели, а это непременно будет ложь. Не говорите «нельзя» слишком часто, постарайтесь в одном предложении с этим ужасным словом говорить «можно». Противопоставляйте свои запреты, предлагайте альтернативные варианты. Например, «без меня нельзя брать фотографии, а со мной можно. Пойдем вместе посмотрим». Или пробуйте формулировать свои мысли подразумевая нельзя, но не произнося его. «Сладкое можно есть только после основных блюд». Объясните ребенку, что можно добиваться желаемого просьбой, выполнением определенных условий, тогда ложь станет просто бессмысленной.
- Жажда превзойти кого-то. Большинство детей дошкольного возраста имеют завышенную самооценку, это вполне нормально. Это позволяет пытаться идти вперед и учиться новому. Но уже при достижении пяти лет взгляды на мир меняются и становятся более реальными. Малыш, уже осознавая свои возможности, пытается показаться лучше, сильнее, взрослее, чем это есть на сегодняшний день. И тут начинается некоторое хвастовство. «Я могу даже лучше и вообще… мы с папой давно так делаем». Если даже все только в планах, ребенок выдает это уже за случившийся факт. Взрослые скорее сочтут это ложью, нежели фантазией. Но для ребенка это практически необходимость, ведь нужно иметь статус среди сверстников. Взрослые непременно должны рассказать малышу о том, что все дети особенные. Кто-то хорошо катается на коньках, а кто-то лучше всех читает стихи или рисует. Поэтому стоит говорить только про настоящий вариант, иначе, если кто-то узнает, что все сказанное неправда, непременно начнут дразнить.
- Именно поэтому малыши сочиняют небылицы о том, как богаты родители, как много игрушек они привозят из других стран. Это говорит в первую очередь о том, что действительность не соответствует представлениям ребенка о настоящей жизни. Часто дети врут о том, что смогли достичь определенного успеха в учебе или творчестве. Например, ложь о том, что рисунки настолько хороши, что их обязательно возьмут на выставку. Это должно обеспокоить родителей. Ребенок не должен врать, чтобы привлекать к себе внимание родителей. Он должен быть самым любимым ребенком несмотря ни на что, успехи непременно придут со временем.
- Чтобы не чувствовать себя виноватым. Понимая, что набедокурил, малыш начинает выстраивать крайне нелогичные цепочки лжи, только бы оправдаться. Самая популярная фраза в такой ситуации «Это не я. Это все она!» после чего ребенок начинает рассказывать длинную и запутанную историю о том, как долго «несчастного» обижали, как много ему пришлось вынести, но обидчик не останавливался. Причем этот самый противник в ту же минуту может начать рассказывать такую же историю, но совсем наоборот. Эта ложь является практически неискоренимой, ведь в ее основе защита собственной самооценки, которая очень страдает, когда тебя назначают виноватым. Нужно пытать объяснить ребенку, что ложь не красит человека, и лучше говорить как есть.
- Патологическая ложь. Она довольно редка в своих проявлениях. Существуют люди с предрасположенностью ко лжи, и врут они лишь потому, что не могут иначе. Склонность к такому поведению может появиться довольно рано. Однако ученые склонны считать, что такими лжецами должны заниматься психиатры. Но не стоит сразу причислять своего малыша к ряду таких людей. Все дети, не достигшие шестилетнего возраста, предпочитают сочинять небылицы, нежели рассказывать правдивые истории. Если эта история не подразумевает корыстных целей, то это обычная фантазия, которая точно ни к чему не приведет. Но после шести, ребенок должен осознавать, зачем и что он говорит. Если малыш рассказывает о несуществующем друге, то это совсем не страшно. Это всего лишь значит, что ребенку требуется чуть больше общения. Поговорите об этом друге, попросите с ним познакомить. Пусть ребенок нарисует портрет своего верного друга, психологи считают это добрыми фантазиями, связанными со сказками. Только родители способны помочь распознать границы лжи, фантазии и реальности. Доверительные отношения способны вывести фантазию в нужное русло и привить малышу образное мышление.
Что делать, если вы обнаружили, что ребенок соврал:
- Не стоит паниковать и разводить истерию. Спокойствие поможет найти правильное решение.
- Покажите ребенку, что прекрасно понимаете, что сказанное выдумка. Объясните малышу, в чем его ошибка, расскажите, насколько плох этот поступок, но не оскорбляйте и не ругайте ребенка.
- Пофантазируйте с малышом, что могло бы быть, если бы он не соврал вам, а сказал правду.
- Продемонстрируйте малышу, что ничего страшного бы не случилось, если бы ребенок сказал правду. А вот если он соврет, то все непременно об этом узнают и будут ругать намного сильнее.
- Поищите причину этой лжи. Если вы сразу разберетесь в причине и устраните ее, то лжи больше не возникнет. Помогите ребенку разобраться в себе и больше не прибегать к запрещенным методам достижения цели.
- Постарайтесь не подавать дурной пример ребенку. Чтобы требовать чего-то от ребенка, стоит начать с себя. Не провоцируйте каверзными вопросами своего ребенка, это только распалит в нем желание врать.
- Не стоит паниковать лишний раз. Почти все дети проходят через этот период и становятся честными людьми, ничего не знающими о патологических лгунах.