Ребенок такой же человек, как и взрослые, и он также может выражать свои эмоции, но если взрослые люди их способны контролировать, то малыши дошкольного возраста этого не умеют делать.
Слово «агрессия» имеет латинские корни и переводится как «приступ, нападение». В психологии существует несколько определений агрессии, но все они сводятся к одному, агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, нацеленное на то, чтобы причинить боль или вред другому человеку или объекту, принести физический ущерб или психологический дискомфорт.
Причины
Агрессивное поведение детей может быть обусловлено различными факторами, среди которых выделяются две основные группы — внутренние и внешние. К внутренним факторам вызывающим агрессивное поведение относятся различные психические и соматические заболевания, особенности нервной системы, личностные черты и особенности темперамента ребенка. К внешним факторам относятся социальное воздействие, влияние на поведение ребенка конкретной ситуации или окружающей среды.
Между стилями родительского воспитания и проявлениями детской агрессии прослеживается непосредственная связь. Родители, которые строго наказывают своего ребенка даже за небольшие проявления агрессии, учат его просто хорошо скрывать свои эмоции в их присутствии, но в любой другой ситуации ребенок поведет себя очень агрессивно. Но и малыши у которых родители отличаются неуверенностью, чрезмерной уступчивостью и снисходительностью в отношениях, также не чувствуют себя в достаточной мере защищенными и могут становиться агрессивными. К формированию агрессивных вспышек у ребенка может привести и попустительское отношение родителей.
Дети часто используют непослушание и агрессию для того, чтобы привлечь к себе внимание, и только те родители, которые находят разумный компромисс в воспитании ребенка, могут научить своих детей правильно и эффективно справляться с агрессией.
Агрессивное поведение ребенка чаще всего проявляется в таких ситуациях:
- когда возникает желание наказать обидчика или защитить себя;
- находясь в группе своих сверстников, ребенок стремится стать авторитетным и популярным, поскольку коммуникативные навыки в этом возрасте развиты недостаточно, то верх над разумом берут эмоции;
- ситуация в семье такова, что для достижения определенной цели прибегают только к агрессивным методам;
- у ребенка есть стремление добиться желаемого результата любым способом.
То есть агрессия ребенка проявляется не просто так, она мотивирована чем-либо. Чаще всего, это отражение внутреннего дискомфорта и неумение адекватно реагировать на различные происходящие вокруг него события.
Очень часто ребенок с агрессивным поведением прячет за ним свое ощущение ненужности и отверженности. Безучастность и жестокость родителей вселяет в него веру в то, что он никому не нужен, его никто не любит, вот он и пытается привлечь их внимание любым доступным ему способом.
Агрессивный ребенок часто теряет над собой контроль, ругается и спорит со взрослыми, отказывается подчиняться правилам, специально раздражает окружающих, винит в своих ошибках других, часто отказывается что-либо делать и сердится, он мстителен, завистлив, чувствителен и очень быстро реагирует на раздражающих его людей.
Как помочь ребенку
Если ребенок проявляет такое поведение, он нуждается в помощи родителей, воспитателей, психологов. Основными направлениями в работе с такими детьми являются работа с гневом, навыкам контроля за эмоциями и формировании сочувствия и эмпатии к окружающим.
Для того чтобы ребенок научился справляться со своим гневом, нужно научить его выплескивать и выражать свои эмоции. С ребенком, который громко и грубо выражает свои эмоции, следует установить зрительный контакт, дать ему возможность выговориться, выяснив при этом причину агрессивной вспышки, чтобы устранить ее в самые кратчайшие сроки. После чего спокойно объяснить ребенку, что эмоции можно выражать и в другой форме, положительной. Чтобы достичь положительных результатов, взрослый сам должен показывать пример и демонстрировать образец сознательного поведения. Маленькие дети копируют поведение взрослых людей, и обучаются на примерах взаимоотношений со своими родителями.
Есть другие способы выражения агрессии, научите ребенка переносить свои эмоции на лист бумаги, то есть просто нарисовать то, что вызывает такое поведение. Можно предложить ребенку разрешить конфликтную ситуацию на примере знакомой сказки, например про двух жадных медвежат, пусть он пофантазирует, как можно решить ситуацию без конфликта. Сначала дети, как правило, предлагают агрессивный способ выхода из создавшейся ситуации, то есть ударить, закричать, отобрать и т.д. Критиковать ребенка в этом случае не стоит, просто пусть он подумает еще и в процессе обсуждения малыш сам убеждается в таком неэффективном подходе к решению проблемы.
С ребенком обязательно необходимо говорить о том, что такое агрессия и какими разрушительными действиями обладает, какими некрасивыми и злыми становятся люди в порывах гнева. Часто агрессивным деткам свойственны мышечные зажимы, можно научить ребенка несложным игровым упражнениям, которые он должен будет выполнять, если почувствует желание причинить кому-либо вред. Это потребует многодневных тренировок, но результат закрепится на всю жизнь.
Можно завести специальный стаканчик или мешочек для криков, в который малыш может покричать при желании выплеснуть эмоции. Для детей, которые не могут вербально правильно выразить свои эмоции можно придумать, как переносить агрессию на неодушевленные предметы. Пусть ребенок побросает мягкие шары, поиграет в подвижную, спортивную игру, необходимо переключить его внимание и дать выплеснуться гневу в игровой форме.