В нашем классе была девочка, с «идеальной» для насмешек внешностью. Но обладала качествами прирожденного лидера, и поэтому ее никогда не дразнили, и она всегда была в центре внимания. Только так везет не всем.
Почему они это делают?
Почему дети придумывают друг другу прозвища, клички? Причин может быть много, но обзывание всегда является испытанием на прочность детского характера. В процессе формирования группы это явление неизбежно, когда каждый ее член старается занять в ней как можно лучшее место.
Обзывания всегда основаны на агрессии, сознательном желании досадить, разозлить, оскорбить сверстника. Обычно так поступают задиры-мальчишки. На такие провокации не надо поддаваться, надо проявить стойкость и показать, что, хотя ребенок и не намерен вступать в драку, агрессора он не боится. В мире детей, как и в мире взрослых, один раз поведешь себя, как тряпка, всю жизнь ноги вытирать будут. Отговорки должны произноситься спокойным доброжелательным тоном, вообще желательно всю ссору свести к шутке.
Желание повеселиться, игра. Главным мотивом здесь является желание не оскорбить сверстника, а развеселить окружающих, поднять свой авторитет в компании. В такой ситуации ребенку надо отшутиться и посмеяться вместе со всеми. Если не показать своей слабости, очень скоро все это забудется, а если ребенок обидится – другие дети будут знать его слабое место.
Месть. Если кем-то униженный или обиженный ребенок не может наказать обидчика физически, он начинает его дразнить. Так же дети иногда поступают из зависти. Никогда и ни за что делать так не следует, это спровоцирует агрессию. Ребенок не должен позволять манипулировать собой.
Зависть. Дети не понимают, что, дразня другого ребенка, они делают ему больно, они не делают этого специально. Произвольные процессы у них развиты слабо, эмоции сдерживать они не умеют (ни положительные, ни отрицательные). Дети, как и взрослые, испытывают обиду, зависть, горе, радость, счастье, но в отличие от взрослых, скрывать эти чувства не умеют. Позавидовал ребенок чужой красивой игрушке и, подсознательно успокаивая себя, говорит: «Стрёмная игрушка!», хотя на самом деле эта игрушка ему очень даже нравится. Здесь стоит отметить, что дети довольно таки жестоки именно потому, что не понимают той боли, которую причиняют другим, они эгоистичны, и думают в первую очередь о том, что им плохо. Это нормально и до 5–7 лет даже необходимо.
Случайность. Тот, кто дразнит, не понимает, как обидно другому. Он привык играть на особенностях окружающих, выявлять характерные им черты, сравнивая, например, с животными. Может быть, у него дома в порядке вещей навешивать друг на друга ярлыки, и никто на это не обижается. Ребенок может спокойно сказать обзывающему его сверстнику: «Зачем ты хочешь меня обидеть? Мне неприятно это слышать!».