Чем раньше вы начинаете разговаривать со своими детьми о деньгах, тем лучше.
Фактически, вы можете начинать вести с ними подобные разговоры, как только они начнут просить вас о какой-то покупке. Чем раньше дети начнут узнавать о деньгах, тем лучше. Если они будут применять “здоровые” финансовые привычки, такие как регулярные сбережения в раннем возрасте, вероятность того, что они будут поддерживать такое поведение на протяжении всей своей жизни, значительно увеличивается.
Будьте хорошей моделью для подражания в обращении с деньгами
Верите ли вы или нет, но дети действительно обращают внимание на то, что вы говорите и делаете. Родитель это – модель поведения, на которой ребенок фиксируется. Даже до установления вербального общения родительская деятельность дает установки, которым потомство стремится инстинктивно подражать, и в последствии становится для него укоренившимся образцом.
Если, например, родители заявляют о важности жизни в рамках своих финансовых средств, одновременно имея задолженность по покупкам, которые они не могут себе позволить, такие моменты не останутся незамеченными детьми и не пробудят в них привычки к бережливости.
Другой пример: ребенок требует в магазине купить ему игрушку. Говорить «нет» ребенку в общественном месте может быть сложно, но сопротивление родительскому желанию сдаться и купить то, что хочет ребенок, важно для обучения детей управлению деньгами.
Совместные покупки
Родители должны брать своих детей в магазин, но не для того, чтобы они выбрали себе игрушку, но чтобы они могли понять важность сравнения цен и экономии. Весь процесс покупки может быть поучительным: проводить мониторинг цен в Интернете, пролистывать циркуляры, просматривать и сравнивать цены в магазине, использовать скидочные купоны.
Объясните ребенку, что важно – ограничивать импульсные незапланированные покупки. Но не просто скажите, что вы собираетесь сэкономить, чтобы купить новую сумку; придумайте и включите его в план, который поможет вам достичь этой цели. Объясните, что вы каждый месяц откладываете небольшую сумму от своей зарплаты и ожидаете, что достигнете своей цели в определенный день. Когда необходимая сумма будет накоплена и придет время отправляться в магазин, ребенок почувствует себя полноценным участником процесса.
Однако не останавливайтесь на небольших покупках. Научите своих детей осознавать важность сохранения долгосрочных целей, включив их в планирование вашего следующего отпуска.
Наличные деньги
Мы становимся безналичным обществом – зарплаты напрямую переводят на карту, а счета оплачиваются программами автоматической оплаты. Дети, которые видят, что их родители расплачиваются картой, могут подумать, что банк денег бесконечен.
Дети должны видеть, как их родители управляют денежными потоками. Объясните, что вы делаете – и как это работает.. : «Я должен положить деньги на свой счет, чтобы у нас была возможность оплатить покупки в магазине на следующей неделе» или «Я вкладываю деньги в сбережения, чтобы мы могли поехать в отпуск».
Не поощряйте недостижимые цели
Жизнь – непредсказуема и, если этот факт не принимать во внимание, результаты могут быть плачевны.
Часто родительские устремления не рассчитаны на перспективу. Благонамеренные родители, которые призывают своих детей стремиться к звездам, игнорируя реальность, оказывают детям “медвежью” услугу. Одним из типичных примеров является ориентирование ребенка на обучение в престижном ВУЗе, когда семейный фонд для этого недостаточен.
Реалистичные и достижимые цели должны быть основой, на которой базируются родительские заветы. Несмотря на преобладающую позицию в современном обществе – каждый может достичь любых высот, мудрый родитель признает реальность и будет стремиться к тому, чтобы давать ребенку соответствующие наставления.
Как научить детей экономить
Копилка
У ребенка должна быть копилка, а еще лучше три: одна – на ежедневные траты, вторая – накопления, третья – деньги, чтобы поделиться (благотворительность). Такой подход продемонстрирует ребенку несколько способов обращения с деньгами, а благотворительные взносы научат детей состраданию по отношению к другим.
Кроме того, вы можете научить детей основам сбережений, создав семейную копилку. Задайте цель для своей семьи, например, сэкономить достаточно денег в течении недели, чтобы в выходные купить мороженое. Каждый день кладите из карманов или кошелька оставшиеся монеты в копилку. Если у ребенка есть свои деньги, попросите его внести свою часть в копилку.
Это упражнение иллюстрирует, как семья может работать вместе, чтобы сэкономить на что-нибудь интересное.
Читайте вместе о деньгах
Ищите книги и другие материалы, которые учат детей обращению с финансами. На сегодняшний день существует богатое разнообразие детских книг, экономических настольных игр и, если вы позволяете, компьютерных игр, знакомящих детей с ценностью труда, расходами и экономии. Подача материала в такой увлекательной игровой форме облегчит задачу – научить ребенка обращаться с деньгами.
Создание целей
Развитие хороших сберегательных привычек трудно для детей, потому что они воспринимают его как потерю, что-то, что они могли бы иметь, но не получили. Даже некоторые взрослые стремятся получить мгновенное удовлетворение, а не долгосрочные преимущества.
Важно создать для ребенка цель накопления. Один из способов мотивировать ребенка копить на желаемую вещь – вырезать фотографию того, что они хотят купить. Приклейте фото на конверт с деньгами. Фотография позволяет им визуализировать предмет и облегчит экономию.
Позволять ребенку тратить свои деньги
Каждый совершает денежные ошибки. Но получение такого опыта в раннем возрасте с несколькими сотнями рублей, может позволить ребенку избежать совершения более дорогостоящих ошибок позже в жизни.
Чтобы поощрять детей к накоплениям, дайте ребенку свободу потратить часть своих денег на то, что он сам выберет, независимо от вашего отношения к данной покупке.
Будьте тверды
Родители не должны быть банкоматом. Установите определенный размер денежного пособия для ребенка и строго придерживайтесь его. Если ребенок потратил в первый же день все свои деньги на конфеты, не торопитесь компенсировать ему денежные потери. Усвоить, что деньгам есть предел – это ценный урок для детей.
Способы экономии
Расскажите ребенку о конкретных способах сэкономить. Например:
- Когда ваши дети устали играть с определенными игрушками, почему бы им не обменять их на игрушки своих друзей? Таким образом, они похожи на новые, но на самом деле их не нужно покупать и тратить на них деньги;
- Новые книги не обязательно покупать – их можно брать в ближайшей библиотеке;
- Чтобы весело и интересно провести время, не обязательно покупать билеты в кино или платить за вход в развлекательный центр. Очень часто книжные магазины, магазины материалов для творчества или кафе-кондитерские проводят для детей бесплатные мастер-классы.
Разговоры о деньгах
Часто тема денег является табу вокруг обеденного стола, но это – необязательно. Если у ребенка есть копилка, время от времени открывайте ее и используйте возможность поговорить – а не проповедовать – об управлении деньгами:
- Поговорите с ребенком о его желаниях или целях, таких как новый велосипед, летний лагерь или новое электронное устройство.
- Поощряйте обсуждение и / или принятие решений, чтобы определить приоритет сбережений, который является наиболее важным для ребенка.
- Исследуйте с ребенком возможные способы достижения цели.
- Уделите время на совместную проверку затрат и вычисление необходимой экономии. Например, помогите ребенку разделить свои запланированные сбережения на покупную стоимость, чтобы вычислить количество недель, которое потребуется для достижения своей цели и совершения покупки.
- Отмечайте, когда цель достигнута, но также уделите внимание установлению новой цели.
Дайте им соответствующие возрасту задачи
Уроки в обращении с деньгами должны соответствовать возрасту детей. Например, дети в возрасте от 2 до 4 лет должны начинать с определения номинала монеты и их значений. Как только они познакомятся с валютой, расскажите о методе экономии, таком как копилка, где они могут хранить подаренные деньги.
Как только ребенку исполнится 7 лет, он уже достаточно взрослый, чтобы начать получать денежное вознаграждение за выполненную порученную вами домашнюю или другую работу. Четкость ваших ожиданий имеет решающее значение. Ребенок должен получать полную сумму только, если задачи были выполнены по вашим стандартам, это научит ребенка, что деньги – это что-то заработанное собственным трудом, а не просто причитающиеся.
Далее вы можете помочь своим детям продумать их бюджет. Классическая схема предполагает разбить бюджет следующим образом:
- 10 % для будущих инвестиций,
- 10 % для благотворительности,
- 10 % для себя (краткосрочная экономия)
- 70 % для расходования средств.
В возрасте от 11 до 14 лет расскажите подростку о депозитной карте и оформите ему собственный банковский счет. Когда он открывает свою учетную запись, и отслеживает свои ежемесячные пополнения счета или даже просто просматривает свой банковский счет онлайн, ребенок убеждается, что его деньги в надежном месте и его сбережения приносят прибыль.
Плолезные статьи по теме: