Борис Павлович говорил о своей методике, что она формировалась постепенно, а не появилась сразу в целостном систематизированном виде. Благодаря длительным наблюдениям, исследованиям и опытам не только с воспитанниками детских садов и школ, но и со своими собственными детьми, методика «обогащалась» гипотезами, методами и доказательствами ее эффективности.
Начиная с младенчества
Именно Никитины начали говорить о важности и даже о необходимости поддержания физического контакта матери с ребенком как можно дольше. В качестве доказательства, они приводили в пример африканских женщин, которые неразлучны со своими детьми до полутора – двух лет и постоянно носят их у себя за спиной. Постоянная близость мамы влияет на ребенка отнюдь не меньше, чем специальные развивающие и укрепляющие упражнения. Поэтому Никитин и рекомендовал не забирать ребенка от матери сразу после родов, а приложить малыша к груди хотя бы на 15 минут. Как помнят многие, в советском союзе делали абсолютно наоборот и довольно длительное время ребёнка вообще не показывали матери.
Так же Никитиными осуждался строгий режим дня дошкольника. Они говорили, что чёткое расписание может не только переутомить малыша, но и пробудить в нем нелюбовь к обучению и вообще к любым видам занятий. Чем больше «обязаловки» в деятельности ребенка, тем меньше его это будет увлекать.
Вместо четкого расписания, говорили педагоги, необходимо создать такую атмосферу, которая будет вдохновлять ребенка и стимулировать его познавательную, исследовательскую деятельность. Так, например, нельзя пеленать ребенка, мешая ему тем самым свободно двигаться. Ведь чем больше ребенок может видеть и щупать, тем больше информации он впитывает из окружающего мира. Таким образом, все, что находится вокруг малыша, должно пробуждать в нем любопытство. Желание изучить новое, будет в дальнейшем способствовать и успешности в обучении, ведь ребенку будет на самом деле интересно получать новую информацию.
Итак, как только ребенок научился ползать – дайте ему абсолютную свободу перемещения, говорят Никитины. Разумеется, следует подготовить вашу квартиру, сделать ее более безопасной перед тем, как ребенок начнет свою исследовательскую деятельность. Никаких манежей и колясок быть не должно – это все равно, что тюрьма для маленького ребенка, который стремиться познавать новое.
Откройте ребенку доступ не только к игрушкам, но и к взрослым предметам. Пусть, например, ребенок знакомится с кухонной утварью, рабочими инструментами и так далее. Под вашим присмотром это будет абсолютно безопасно, зато ребенок получит гораздо больше новой полезной информации, а, следовательно, будет быстрее развиваться. Да и знакомство с инструментами приручит ребенка к труду, к работе руками.
Развивающие игры
Сами Никитины начинали педагогическую работу со своими детьми, когда малышам было примерно полгода. Уже в этом возрасте детки Никитиных начинали играть с кубиками и буквами, а в итоге, читали уже в три года, а в 5 изучали географию и историю. Именно игровая форма обучения является секретом успеха семейства Никитиных. Ведь ребенок не знает, что играет с пособием, которое предназначено для старшего возраста, поэтому сам преодолевает те или иные затруднения и осваивает более взрослую программу гораздо раньше, чем остальные.
Чем больше пособий для игр получит ваш ребенок, тем быстрее он будет развиваться. Малыш не должен скучать, каждая игра должна увлекать его, заставлять учиться чему-то новому, развивать его образное и логическое мышление. Картинки с буквами, всевозможные таблицы можно развешивать в детской комнате, чтобы абсолютно все, что окружает малыша, способствовало бы его развитию.
Логические игры – универсальный способ развития когнитивных способностей ребенка. Но здесь важно чтобы и родители принимали в этих играх такое ж участие, что и малыш. Если родитель будет показывать свою заинтересованность, ребенок тоже обязательно увлечется, если же папе абсолютно неинтересна игра, то не ждите, что малыш увлеченно будет играть в одиночестве. Поэтому сопереживайте малышу, вместе добивайтесь успеха в решении проблемы.
Никитин самостоятельно создал большое количество развивающих игр и пособий. Все эти пособия и игры были направленны на обучение ребенка передавать и получать информацию по разным источникам. Иногда малышу нужно было прочитать правила вслух, а иногда, расшифровать таблицу или схему, чтобы понять, как нужно играть.
Все игра Никитины имеют несколько вариантов решения, единого алгоритма не существует. Благодаря этому развивается творческое мышление малыша, он учится гибкости и неординарности решения задач, что, безусловно, гораздо полезнее, чем действие по одному и тому же алгоритму. Таким образом, для каждой семьи одна и та же игра будет иметь свои правила и способы решения задачи.
Чем больше вариантов игры вы придумаете, тем дольше она будет интересной для ребенка. Ведь если каждый раз играя, малыш будет приходить к новому результату, делать новое открытие, то и игра никогда не станет для него скучной.
Никитины утверждали, что возможности человека постепенно угасают. То есть чем старше он становится, тем меньше у него шансов изучить что-то новое, а вот в раннем возрасте познавательные и развивающие способности работают по максимуму. Наиболее эффективные периоды восприятия той или иной информации нельзя упускать, ведь если не успеть развить ту или иную способность в сенситивный период, в дальнейшем ребенок будет испытывать трудности, пытаясь наверстать упущенное.