Метод, разработанный Борисом Павловичем Никитиным, и реализованный им в своей собственной семье, состоит в гармоничном развитии как физических, так и умственных способностей детей. Развитие физических способностей достигается ежедневным закаливанием и выполнением физических упражнений, а умственные способности Борис Никитин предлагал развивать, играя с малышами в специальные занимательные игры с применением разработанных самим Никитиным пособий.
Описывая придуманные им игры и рассказывая о теоретической сущности разработанного им метода, Борис Никитин в своей книге "Ступеньки творчества или развивающие игры" с благодарностью говорит о преемственности его методики по отношению к системе Марии Монтессори. Благодаря пристальному вниманию СМИ и ответному интересу публики развивающие игры Бориса Никитина широко известны. Классикой стали «Дроби», «Уникуб», «Кирпичики». Здесь мы расскажем об одной из самых известных игр Никитина – «Сложи узор».
В упомянутой выше книге "Ступеньки творчества или развивающие игры" Борис Никитин подробно обосновывает необходимость начинать заниматься с детьми по его методикам как можно раньше. Играть с кубиками «Сложи узор» Никитин предлагает, начиная с полутора лет. Одно из главных условий эффективности развивающих методик – регулярность. Играть надо ежедневно. Благо, накопленный за несколько десятилетий опыт применения игры показал, что она очень увлекательна. Второе условие – обязательное участие родителей в игре, особенно на начальных этапах.
Что это за игра?
Материальное воплощение игры представляет собой набор из шестнадцати кубиков размером 3х3х3см. Кубики раскрашены в четыре цвета – синий, красный, белый и желтый. Некоторые грани кубиков закрашены полностью одним цветом, на некоторых граница цветов идет по диагонали грани. Из кубиков складывают картинки. Для этого их можно укладывать на плоскую поверхность, можно ставить друг на друга в несколько рядов, или даже складывать из них сложные трехмерные фигуры. В любом случае грани кубиков, образующие повернутую к наблюдателю общую поверхность создают некоторую картинку.
В книге Б. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры» подробно описано, как изготовить эти кубики своими руками. В настоящее время наборы кубиков с игрой «Сложи узор» – весьма распространенный товар интернет-магазинов. Картинки, складываемые из кубиков, могут быть самыми разнообразными – от геометрических орнаментов и сюжетных картин с фигурами людей, растений, животных до цифр, букв, логотипов.
Как играть?
Самые маленькие начинают с составления из кубиков башенок и пирамидок, выкладывания простейших фигур, с разными сочетаниями цветов. Кубики – одна из древнейших детских игрушек, из них можно строить, их можно считать, сортировать по цвету. В пособии, прилагаемом к игре, показаны простейшие картинки, которые малыши обычно без особого труда «играючи», собирают. Размер картинок в пособии для начальных занятий таков, что изображение элемента на картинке совпадает по величине с кубиком, и выполнение заданий сводится к выкладыванию кубиков поверх картинки в пособии. Как правило, с первых занятий игра притягивает внимание ребенка, увлекает его. Он с нетерпением ждет следующих занятий. Постепенно преподаватель (родитель) может усложнять задания, увеличивая количество цветов. Если на первом занятии малыш не знает, как начать, покажите ему, как играть, составив какой-нибудь простейший узор и предложите повторить.
По сложности выполнения задания в пособиях к игре можно разделить на три уровня. Первый уровень – это описанное выше воспроизведение картинок, приведенных в пособии в масштабе «один к одному». Двигаясь от простого к сложному, вы постепенно освоите складывание узоров первого уровня и сможете перейти ко второму – на этом этапе картинки придется складывать по прототипам уменьшенного масштаба. Как показывает практика применения методики, переход от одного масштаба к другому – задача не такая простая, как кажется на первый взгляд. Такой переход требует активной работы мыслительного аппарата и без определенного уровня абстрактного мышления вообще невозможен. Дети обычно «дорастают» до необходимого умения мыслить абстрактно годам к четырем.
Высокую эффективность показала методика, которую сам В. Никитин называет «ледокол», это когда новое занятие начинают с повторения пройденных на прошлом занятии нескольких заданий. Сколько предыдущих заданий повторять зависит от сложности нового узора, чем он сложнее, тем больше нужно времени на его освоение. Учась составлять узоры, дошкольники осваивают язык чертежей, схем, географических и топографических карт, а также условных обозначений, принятых при составлении такого рода документов.
Еще одно развивающее упражнение – перерисовывание сложенных малышами орнаментов в тетрадь. Для этого очень удобна ученическая тетрадь в клеточку. Для постепенного освоения приемов перерисовывания орнаментов в тетради Б. Никитиным были разработаны специальные схемы и упражнения. Дети рисуют линии и кружочки, заполняя ими поля определенной формы.
Третий уровень сложности в развивающей игре «Сложи узор» – выдумывание и сложение собственных узоров. На этом этапе начинается настоящее творчество. После рутины повторений в узорах выдумываемых детьми начинают проступать черты творческой индивидуальности юных художников. Кстати на этом этапе зарисовывание сложенных детьми узоров обязательно, иначе сложенные с таким трудом картинки забудутся. Ограничивать детей в их фантазии и ставить какие-то рамки не следует, но приучать их приоритету изображений содержащих внутреннюю симметрию имеет смысл. Одно дело, когда понятие осимметрии ребенок получает разглядывая картинки или здания на улице и совсем другое, когда он сам эту симметрию своими руками создает.
Развивающие игры Бориса Павловича Никитина – одно из самых выдающихся его достижений. Они признаны и широко применяются во многих странах мира для развития творческих способностей детей. Игра «Сложи узор» – не исключение, планомерное приучение детей к этой игре поможет детям в развитии абстрактного мышления, освоении одного из фундаментальных понятий школьного курса, без которого не существовали бы такие дисциплины как геометрия, география, черчение, речь идет о понятии проекции.