В чем заключается метод?
Собственно, слушанье музыки – это центровой элемент программы Гленна Домана по развитию музыкальных способностей. Ученый советует родителям подбирать короткие отрывки различных произведений, которые будут отличаться по стилю, настроению и сложности исполнения. Это должны быть те песни и инструментальные композиции, которые нравятся самим родителям, чтобы им тоже было приятно и интересно заниматься с ребенком. Если для родителей музыка будет что-то значить, то, в конце концов, и малыш начнет улавливать эмоции, о которых говорит музыка.
Прослушивание музыки должно происходить несколько раз в день. За одно занятие вы должны прослушать только один короткий музыкальный отрывок, чтобы не утомить малыша. Необходимо не только слушать музыку, но и рассказывать ребенку об авторе произведения. Таким образом, вы не только воспитываете в малыше музыкальный вкус, но и работаете над его эрудицией.
В то время, как играет музыка, можно потанцевать, поиграть с ребенком или простучать ритм. В общем, нужно превратить прослушивание музыки в развлечение. На следующей неделе опять прослушайте уже знакомые малышу мелодии и добавьте несколько новых отрывков. Если ребенку не нравится то или иное произведение или оно просто ему безразлично – не заставляйте его слушать до конца. Сразу включайте другой отрывок, который более близок ребенку.
Чтобы не превращать занятия музыкой в рутину, родители могут разнообразить урок. Так, например, к каждому музыкальному отрывку подбирайте соответствующие картинки: природы или человеческой деятельности. Когда малыш подрастёт, можно усложнить занятия и каждый раз перед прослушиванием композиции, показывать портрет композитора, рассказывать его краткую биографию, интересные факты из жизни. Разумеется, лучше всего начинать с классических небольших зарисовок.
Как уже было сказано выше, не следует просто сидеть и слушать музыку – ребенку такое занятие очень скоро наскучит. Следуйте из эмоциональной окраски произведения: кружитесь, прыгайте, медленно вальсируйте или бегайте в такт музыке.
Музыкальное развитие
В принципе, все, что вам понадобится для занятий музыкой с малышом: какое-либо устройство, на котором можно проигрывать мелодии. Это может быть магнитофон, компьютер или музыкальный центр. При желании и материальных возможностях, вы можете приобрести синтезатор или медиаклавиатуру, на которой вместе с ребенком будете учиться играть элементарные мелодии.
В работе над музыкальными способностями Гленн Доман делает ударение на развитие музыкального слуха у малышей. Ребенок должен уметь различать высоту тона и уметь воспроизводить мелодию на слух, припевая или отстукивая ритм прослушанного произведения.
Для первых занятий музицированием ребенку будет достаточно ксилофона. Желательно чтобы этот инструмент был ярко оформлен, и клавиши были разноцветными. В таком случае, простукивая по клавишам, вы с малышом будете учиться не только игре на инструменте, но и выучите цвета. В любом магазине игрушек можно найти всевозможные детские инструменты: маленькие пианино на батарейках, дудочки и даже гитары. Часто, на таких пианино, на клавишах изображены различные животные, а при нажатии той или иной клавиши получается звук, имитирующий голос изображенного животного.
Обучение игре на музыкальных инструментах по методике Гленна Домана
Если вы решили учить малыша играть на электронном пианино, то начинайте с простого – сначала осваивайте первые три клавиши (до, ре, ми). Проигрывайте их в том или ином порядке, каждый раз называя клавишу, которую вы нажимаете. В день три вы должны проиграть мелодию из трех клавиш приблизительно десять раз. Естественно, не за одно занятие, а за десять. На следующий день вы можете добавить к изучаемому материалу еще пару ноток.
Продолжайте такие занятия, пока не выучите все клавиши. После освоения всех нот, можете усложнять задание: пусть ребенок угадывает, какая клавиша звучит. Поставьте ребенка спиной к пианино и нажимайте какую-нибудь клавишу. Задача малыша – повернуться и нажать ту же клавишу или просто сказать, какая нота звучала. Потом можно будет играть какую-нибудь несложную мелодию, чтобы малыш ее пропел.
Кроме слуха, методика Гленна Домана направленна и на развитие ритмики. В специальных центрах раннего развития по методике Домана используют специальные карточки с ритмическим изображением того или иного музыкального отрывка. Дома же вы можете подобрать для занятий с ребенком музыку, различную по ритму: вальс, частушки, марш и тому подобное. Слушая музыку, танцуйте с ребенком и старайтесь двигаться в такт музыке. Быстро переключайте музыку с одного ритма на другой, и пусть ребенок чувствует его и меняет ритм своих движений в соответствии с музыкой. Также он может проигрывать ритм мелодии на ксилофоне или просто отстукивать его пальцами.