Методика дала феноменальный результат. И дело было даже не в том, что умственно отсталые дети научились читать. Дети, отстававшие от здоровых сверстников по показателям умственного и физического развития, через полгода занятий по системе Домана превосходили здоровых детей этого же возраста в среднем на 20% по совокупности умственных и физических показателей.
Эту систему он применил в работе со здоровыми детьми. Сегодня, по прошествии нескольких десятков лет, можно говорить: результаты применения метода превзошли ожидания автора – в мире живут и работают несколько десятков нобелевских лауреатов, учившихся в детстве по системе Гленна Домана.
Методика состоит из пяти основных этапов.
Этап первый: СЛОВА
Занятия проводятся в комнате, где тихо, уютно, нет ничего отвлекающего внимание от занятий (например, картин на стенах, необычных предметов). Обязательное условие – хорошее настроение ребенка. Ребенок должен быть сыт, энергичен, готов играть.
Материальная основа методики – карточки. Это прямоугольные куски картона, размером 10х50см, На карточках пишутся слова. Высота букв 7,5 см, цвет ярко-красный, шрифт без засечек, например, «ARIAL», буквы прописные (заглавные). Слово должно располагаться в центре карточки. Слова на карточках можно писать вручную, например, толстым фломастером, но лучше заказать их в любом центре цветной печати. Вам их напечатают на самоклеющейся бумаге, и вы сами аккуратно наклеите самоклейку на приготовленный картон.
Методика рекомендует начинать работать с 15-ю словами. Какие слова будут в числе первых 15-ти? Первое слово «МАМА», второе чаще всего «ПАПА». Остальные слова выбираются из имен близких, предметов домашнего обихода, названий любимых продуктов, игрушек. В каждой семье список используемых слов разный, главное условие – малыш должен точно знать, о чем или о ком идет речь, когда произносится слово, написанное на карточке.
Первое занятие. Покажите малышу карточку со словом «МАМА» и отчетливо произнесите фразу: «Это означает “мама”». Держите карточку на расстоянии примерно 35–40см от лица ребенка. Демонстрация займет около 2 секунд. Не комментируйте произнесенное, не просите ребенка повторить слово за вами. Далее продемонстрируйте малышу карточку со словом «ПАПА» и любыми тремя словами из первых 15-ти. Сеанс окончен. Поцелуйте и похвалите ребенка, это нужно обязательно делать в конце каждого сеанса.
В первый день у вас будет еще три демонстрационных сеанса с первыми пятью карточками с интервалом не менее получаса. Всего за первый день на обучение у вас уйдет примерно три минуты.
На второй день вы проведете три сеанса с первыми пятью карточками и добавите еще три сеанса со вторым набором из следующих пяти карточек. В общей сложности во второй день вы проведете шесть сеансов.
На третий день вы добавите к первым двум наборам еще один набор из пяти слов. У вас состоится девять сеансов – три с первым набором, три – со вторым и еще три – с третьим. Все девять сеансов с интервалами не менее получаса растянутся на весь день.
Ребенок не должен скучать. Если не хотите потерять интерес малыша к обучению, не демонстрируйте ему один и тот же набор карточек больше трех раз в день и не держите карточку перед его глазами дольше двух секунд.
На третий день ребенок сам начнет узнавать показываемые ему карточки и произносить написанные на них слова. Освоение первых пятнадцати слов займет 3–4 дня, максимум 5.
Какие результаты вы получите к этому моменту:
- ребенок научится отличать показываемые ему слова одно от другого;
- он научится узнавать слово на показанной ему картинке.
Следующая порция слов состоит из пяти наборов по пять слов. Эти двадцать пять слов будут обозначать части тела. Подготовьте карточки и начинайте занятия. Если до сих пор вы только добавляли новые слова и довели общее количество демонстрируемых слов до 15, теперь нужно будет освоить технику постепенной замены.
Для этого с первых же дней отмечайте на каждой карточке дату, когда вы начали демонстрировать эту карточку вашему малышу. По истечении пяти дней после начала демонстраций вы можете заменить это слово на новое.
Работая таким образом, вы будете просматривать в день по 25 слов, собранных в пять наборов по пять слов в каждом. В каждом наборе ежедневно одно старое слово будет заменяться на новое.
Темп освоения новых слов при этом составит 5 слов день. Максимально допустимый темп – 10 слов в день.
Этап второй: СОЧЕТАНИЯ СЛОВ
По мере приближения к завершению первого этапа, следующие (после первых 35) карточки будут содержать не отдельные слова, а их сочетания. Просмотрите перечень освоенных вашим учеником слов и прикиньте, какие можно составить сочетания.
Есть очень удобная для этого дела категория слов. Это слова, обозначающие цвета. Детям работа с цветами, как правило, очень нравится. Например, если в числе первых 35 было слово «яблоко», можно изготовить карточку с сочетанием «зеленое яблоко».
Дальше можно будет ввести в обиход слова, связанные между собой определенными отношениями. Например, антонимы: «длинный/короткий», «верхний/нижний», «черный/белый».
На этом этапе можно дополнить демонстрации слов показом картинок, иллюстрирующих эти слова. Например «высокий» и «низкий» – понятия для маленького человечка довольно абстрактные. А «Высокое дерево» и «низкое дерево» он видит каждый день.
Этап третий: ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
К началу этого этапа малыш выучил около 75 слов, и некоторое количество сочетаний. Пришло время работать с предложениями.
Составьте и нанесите карточки пять простых предложений. Демонстрируйте их ребенку в течение трех-пяти дней. Постепенную замену начните, вынув два старых предложения и вложив новые. Обычно дети усваивают их очень быстро.
При изготовлении карточек придется уменьшить размер шрифта, чтобы предложения помещались на стандартной карточке.
Этап завершается изготовлением книги предложений. В ней будут собраны предложения, пройденные нашим учеником. После каждой страницы с текстом будет идти страница с иллюстрацией поясняющей текст. В качестве иллюстраций вполне неплохо использовать фотографии самого ребенка.
Этап четвертый: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
На этом этапе ваш ребенок перейдет к освоению сложных предложений. Этот шаг автор методики по важности сравнивает с самым первым, когда ребенок начинает отличать картинки со словами друг от друга.
В построении сложных предложений Гленн Доман рекомендует идти от простого к сложному, и составлять сложные фразы из простых, постепенно добавляя в них слова, усложняющие предложение и раскрывающие смысл. Например, предложение «Дима ест» можно постепенно усложнить, добавив в него дополнение: «Дима ест кашу».
Предложения бессмысленные и юмористические приветствуются.
Вы двигаетесь дальше в освоении учебного материала, демонстрируя ребенку и читая вслух составленные вами сложные предложения и тексты из книги. Здесь наступает важный момент: скорее всего, ребенок начнет узнавать в показываемых ему материалах слова, а то и предложения и пытаться читать их вслух. Это хороший признак, не препятствуйте этому. Но сами не просите его об этом.
Чем длиннее будут становиться предложения, тем труднее будет уместить учебный материал на карточках. На этом этапе можно:
- уменьшить высоту букв шрифта;
- изменить цвет букв с красного на черный.
Придерживайтесь следующего правила: можно увеличивать количество слов на карточке или уменьшать размер шрифта, нельзя делать это одновременно. Недопустимо писать надписи на карточках мелкими и неразборчивыми буквами.
Этап пятый: КНИГИ
На этом этапе малыш перейдет к работе с реальными печатными изданиями, набранными печатным текстом и содержащими множество слов.
Если вашему ребенку еще не исполнилось двух лет, начинайте работать с книгами, в которых тексты набраны шрифтом высотой не менее 2,5 см. Сложные предложения на карточках, которые вы показывали малышу на предпоследнем этапе, скорее всего, приходилось писать буквами высотой около 3 см – иначе они уже не умещаются на карточках. Тем не менее, при переходе к книгам для маленьких детей не допустимо резкое уменьшение размера шрифта. Если ребенок старше 3 лет, размер шрифта может быть уменьшен до 1 см.
Вот правила, которых вам необходимо придерживаться, выбирая книгу, по которой вы будете работать с малышом:
- объем текста 50–100 слов;
- слова и предложения должны быть уже знакомы ребенку;
- на каждой странице должно быть не больше одного предложения;
- высота букв шрифта не ниже 1 см;
- текст на страницах должен быть отделен от иллюстраций, и предшествовать им.
Книжка должна быть интересной, занимательной. Пока вы не начали по ней заниматься, просто прочтите ее сами. Если она понравится вам, должна понравиться и вашему малышу. Если книга покажется вам трудной, не откладывайте ее – попробуйте все-таки читать ее вместе с ребенком, помогая ему разобраться.
Вот общие рекомендации, которые Глен Доманн дает тем, кто учит детей читать книги:
- просмотрите книгу, найдите все новые, незнакомые вашему малышу слова, и разучите их по методике, изложенной выше в описании первого этапа;
- убедитесь в том, что текст в книге достаточно крупный и разборчивый;
- убедитесь в том, что читая книгу, ребенок сначала прочтет текст и только потом, перевернув страницу, увидит иллюстрацию;
- посадите ребенка на колени и откройте книгу, так, чтобы вы оба видели ее. Малыш, разглядывая текст, скорее всего, захочет прочесть вам то, что увидел. Если захочет – это хорошо, поощрите его и послушайте, как он будет читать. Когда он закончит читать текст на странице, прокомментируйте ошибки. Если ребенок маленький, он, скорее всего, не захочет читать. Придется читать вам, а он будет слушать;
- по прочтении книги, оставьте ее так, чтобы ребенок имел к ней доступ, ему наверняка захочется прочесть ее самому. Пусть читает, сколько захочет.
Как и всякая методика, методика Гленна Домана содержит как позитивные, так и негативные аспекты.
Позитивные аспекты:
- обучение чтению происходит в игровой форме;
- постепенно ускоряющийся ритм освоения материала приучает ребенка к быстрому ритму окружающей его жизни;
- в процессе обучения демонстрируется и развивается присущая маленьким детям фантастическая память. Они без труда запоминают значительное количество информации;
- рано начав читать, ребенок усваивает большой поток информации, который весьма расширяет его кругозор, делает его энциклопедически образованным.
Негативные аспекты:
- изготовление карточек – хлопотное дело. Впрочем, поискав в интернете, вы всегда найдете много готовых решений;
- дети научившиеся «читать» по карточкам, не узнают эти же самые слова, написанные другим шрифтом или даже тем же шрифтом, но другим цветом;
- попав в школу, ребенок, учившийся читать по методике Гленна Домана, не усваивает материалы, преподаваемые традиционными методами, отстает в учебе.
Проблема в особенностях русской орфографии. Чтобы правильно писать по-русски, необходимо научиться видеть из чего состоит слово (буквы, слоги, приставки, корни, суффиксы, окончания). Ребенок, учившийся по Доману, привыкает воспринимать слова целиком, не деля на части.