Читая гневные и критичные отзывы на домановскую программу, становится ясно, что авторы этих строк никогда не пробовали методику Домана на практике. Такие люди либо поленились опробовать эту методику, поэтому не знают, насколько она эффективна, либо даже в глаза не видели книги Гленна Домана и не разбирались в сути его советов. Разумеется, делать выводы, прочитав пару статей в интернете, которые клянут саму идею раннего развития, на чем свет стоит, крайне неправильно и неразумно. Ведь, в конце концов, статьи ругающие методику Домана преследуют цель прорекламировать свою собственную методику.
Разумеется, невозможно бороться со всеми, кто «В интернете не прав», но надеемся, эта статья расставит многие сведения о методике Гленна Домана по местам.
Рассмотрим же основные претензии, которые предъявляют жители сети к домановской программе раннего развития.
Ни минуты покоя
«Несмотря на радужные обещания самого автора методики, в его программе существуют белые пятна. Начнем хотя бы с того, что следуя взглядам Домана, родители должны абсолютно все свое время посвятить занятиям с ребенком. Зачастую, в семьях детей воспитывают мамы, а значит именно на мамины плечи ложатся ежедневные, повторяющиеся по несколько раз, занятия. Обучение по домановской методике длится от рождения и до пяти лет. И все эти пять лет мама должна забыть о себе и своих увлечениях и изготавливать все новые и новые карточки для ребенка, чтобы потом выбрасывать на его голову тонны информации»
Утверждение в корне неправдиво. Начнем с того, что сейчас в свободной продаже имеется огромное количество пособий для родителей, в комплекте с которыми продаются и вышеупомянутые карточки. Поэтому мамам не нужно будет тратить время на то чтобы сделать карточки своими руками. Само занятие с ребенком длится десять минут максимум. Ведь правда, что гораздо лучше провести некоторое время с ребенком (тем более, если это идет ему на пользу), чем болтать на кухне с подругами или смотреть телевизор, пока ребенок оставлен сам по себе.
Зомбирование
«Ребенок, исходя из домановской программы – абсолютно пассивен в процессе обучения. Мама демонстрирует ему карточки, а он сам ничего не делает и просто смотрит на них, а может и не смотрит. Следуя методике Домана во время занятий нельзя не только отвлекаться и задавать вопросы «не по теме», но и давать малышу карточки в руки для ближайшего рассмотрения. Таким образом, ребенок может разве что механически запомнить изображения на карточках, но приносит ли это какую-либо пользу? Ведь если ребенок изучит математику, таким образом, разве он сможет применять ее на практике и подстраивать свои знания под изменившиеся условия? Не лучше ли развивать в малыше творческие способности, вместо того чтобы его программировать?»
Согласитесь, что в первый год жизни требовать от малыша активного участия в занятиях как-то нелепо. В этот период он и не сможет воспринимать информацию никаким иным способом, кроме пассивного. Но когда ваш малыш уже понимает вас, и вы можете вести диалог, то кто может запретить общаться вам с вашим ребенком? Вы можете ответить на все возникшие у малыша вопросы после занятия, таким образом, не прервав урок и удовлетворив интерес ребенка. В методике Домана нет ни слова о полном запрете диалогов во время занятий.
В конце концов, можно сравнить занятия по Доману с обычным уроком в школе. Ведь изначально ваш ребенок тоже получит информацию пассивно – учительница даст ее детям в форме конспекта или просто в устном рассказе. Потом, придя домой, ребенок сможет сам поближе познакомиться с темой, которая его заинтересовала. Но почему родителей не возмущает, что урок в школе тоже основан на пассивности ребенка?
Сначала малыш пассивно воспринимает информацию, но по окончанию урока он вполне сможет потрогать карточки, рассмотреть их повнимательнее, если того захочет. Повторим, что новорожденный ребенок не может воспринимать информацию активно и активно познавать окружающий его мир.
Утверждение, что такая подача информации бесполезна, тоже легко оспорить. Уже все мамы знают, что с ребенком полезно разговаривать, пока он еще даже не родился. Естественно, он не понимает вас, но главную суть он воспринимает. То же можно сказать и о методике Домана.
Картинки – это глупо
«Использование для обучения только карточек с изображением никак не способствует развитию у ребенка текстового мышления. Соответственно, малыш не сможет самостоятельно читать и анализировать текст, его речь не сможет развиваться полноценно. В первые годы жизни малышу необходимо не смотреть на картинки, а слушать сказки и песенки, стихи и просто мамин голос. Постоянное присутствие картинок в занятиях с малышом напрочь убивает у него желание самостоятельно воображать»
Эти слова лишь свидетельствуют о невежестве автора. На самом деле, первой ступенью в методике Домана является как раз обучение чтению. И в этом процессе картинки вообще отсутствуют. Для начала в ребенке предлагают развивать понятия предмет – письменное название, а потом уже переходить к изображениям с подписями.
Никакого препятствия формированию текстового мышления и быть не может, потому что структура занятий предусматривает сначала демонстрацию написанного на карточке слова, а потом – изображения. Но даже если и говорить только о картинках, разве малыши начинают читать с первых дней жизни? Долгое время книга для них – это альбом с картинками, которые они рассматривают и создают собственные истории, о чтении в первые годы жизни речи вообще не идет. Но если книги с картинками с минимумом слов не вызывают ни у кого протестующих возгласов, то почему же карточки с подписями – по сути та же книга с картинками, не воспринимаются людьми как способ обучения?
Говоря о чтении сказок, стоит отметить, что читать сказки и стихи, петь малышу песенки не только можно, но и нужно. И у родителей вполне будет время на это, ведь занятие с карточками Домана отнимает максимум десять минут свободного времени. Что же вам помешает уделить малышу еще десять минут, чтобы прочитать ему сказку?
Сплошная скука
«Для правильного развития малыша, мама должна играть с ребенком, используя потешки, пальчиковые игры и другие развлечения. В методике же Домана для подобных занятий нет места»
Игра – это основная форма деятельности для ребенка на протяжении долгого времени. И никогда ни один автор, в том числе и Доман, не утверждал, что их нужно отменить. В мире игр существует огромное количество вариантов. Вы можете не только играть в пальчиковые игры, но и заниматься лепкой, изготавливать игрушки, гулять на свежем воздухе и так далее. Даже если мама решила заниматься с ребенком по Домановской методике и выбрала для этого математику, чтение и энциклопедические знания, то это все равно займет у нее лишь несколько минут в день. Все остальное время она с успехом может посвятить играм с малышом. Возможно, причиной таких претензий является нежелание мамы побольше времени проводить с ребенком или обыкновенная лень?
Ребенок не робот
«Доман представляет человеческий мозг компьютером – совершенным устройством с безграничным запасом памяти. Возможно, это так. Однако машине не нужно понимать того, что просто необходимо в первую очередь уяснить каждому мальчику и девочке. Самое главное, что должны понять дети, придя в этот мир, – это их место в нем. Кроме точных и гуманитарных наук в мире существует мир живых людей, где постоянно что-то меняется. Гленн Доман забывает об элементарном – о социализации ребенка в обществе и о важности этого процесса. Жизнь малыша, по мнению Домана, ограничивается рамками семьи. Все, кто живет с ним рядом – это и есть его общество и так будет всегда. Однако, это абсолютная ошибка»
Как уже было сказано ранее,занятия с ребенком не отбирают у семьи так много времени, чтобы лишать их возможности знакомить малыша с окружающим миром и людьми. Даже на самом сложном уровне обучения, это будет занимать ровно тридцать минут в день – время не такое огромное, чтобы лишать малыша общения.
Действительно, методика Гленна Домана предполагает индивидуальные занятия, поэтому, ее нельзя использовать в детских садиках. Однако это и к лучшему, ведь в возрасте до трех лет, ребенку лучше всего быть рядом с мамой и проводить свое время, находясь с ней в тесном контакте. Индивидуальный подход обеспечивает простоту усвоения знаний для ребенка, так как на занятиях делается ударение именно на его желание заниматься в данный момент и на его умственные способности.
Но если мамы недовольны тем, что с ребенком нужно проводить время и его нельзя сразу отдать в детский садик, то тогда вопрос уже не в эффективности методики Домана, а в желании этих мам участвовать в жизни собственного ребёнка.
Это не игрушки
«По мнению Домана, детские игрушки, в традиционном понимании, следует вообще исключить из жизни ребенка. Он утверждает, что дети на самом деле не хотят играть, а хотят учиться и решать свои проблемы, как это делают взрослые. Отсутствие спонтанной игры мешает развитию эмоциональной сферы малыша. Если мы лишим ребенка традиционных детских игрушек, то он превратиться в бесчувственного зазнайку и ему будет крайне сложно налаживать контакт с окружающими»
Если говорить о детских игрушках, которых, по мнению многих недоброжелателей, так не хватает детям, занимающихся по домановской программе, то сам Доман утверждает, что эти игрушки создавались взрослыми с одной целью – отвлечь ребенка и освободить для себя побольше свободного времени. Если призадуматься, в этом Доман абсолютно прав. Посудите сами, надолго ли ваш ребенок увлекается новоприобретенной безделушкой? И как много игрушек валяется в его комнате без дела? Вы никогда не задумывались, почему же, несмотря на всевозможные развлечения, он не играет сам по себе, а бегает за вами и требует вашего внимания?
Говоря о спонтанной игре, можно напомнить, что спонтанная игра не обязательно подразумевает наличие специально купленных игрушек. Ребенок с хорошо развитым воображением может спокойно из обычных предметов обихода создать целый новый мир. Тогда кресло станет кораблём, а ковер – бескрайним океаном. Только в таком случае эмоциональная сфера, как и сфера воображения ребенка, будет нормально развиваться.
Не хочу! Не буду!
«Зачастую, дети сами не хотят заниматься по домановской методике. Это является самым главным доказательством ее неэффективности. Методика неполноценна и явно требует дополнений и модификаций»
Каждый ребенок воспринимает методику раннего развития по-своему. И адаптировать какую-то методику под своего ребенка, это не только правильно, но и желательно. Речь идет не только о методике Домана, но и о любой другой методике. Занимаясь дома, у родителей появляется возможность исходить исключительно из индивидуальных особенностей малыша, его утомляемости и заинтересованности в предмете. Собственно поэтому методика Домана и не используется в детских садах.
Любые методики, даже традиционные школьные методы обучения не одинаково влияют на детей. Каждый ребенок воспринимает их по-разному, для кого-то они простые, для кого-то скучные, для кого-то слишком сложные. Но это совсем не значит, что школьные методы плохи и неэффективны, не правда ли?