Аргументы «против» укачивания:
Сон ребенка есть его естественная физиологическая потребность. И укачивание мешает ребенку полноценно заснуть. Ведь при таких помехах (а укачивание именно помеха), сон становится прерывистым, беспокойным, неглубоким. В свою очередь, малыш – несамостоятельным и тревожным. Орган равновесия, так называемый вестибулярный аппарат, у малыша еще достаточно слаб, и недостаточно развит. Поэтому организмом укачивание расценивается как грубое вмешательство извне.
Существует еще одна неприятная гипотеза, что при укачивании малыш привыкает испытывать головокружение. В дальнейшем по мере взросления, эта привычка может перерасти в потребность применения стимуляторов, вызывающих чувство головокружения. А как ни прискорбно это отметить, такими стимуляторами являются табак и алкоголь.
При проведении работ по исследованию психологии привыкания, и выявлению потребностей в занятиях экстремальными видами спорта, приведены параллели между уровнем психического развития, который требует постоянного чувства адреналина в крови и укачиванием детей в тех местностях, где выросли испытуемые.
При применении укачивания, как средства засыпания, малыш просыпается именно от осознания того, что стоит ему расслабиться, уснуть, поддаваясь ритму укачивания, как его могут оставить одного. Ведь укачивание – отвлекающий маневр изобретенный взрослыми.
Кроме всего прочего, укачивание грозит обратиться бедой и для любящих родителей. Боли в руках, позвоночнике – вот неполный перечень неприятностей, которые грозят сторонникам укачивания.
Аргументы «за» укачивание:
Издревле, колыбельная и плавно качающаяся люлька являлись непременными атрибутами сна младенца. Сомнения нужности этого, возникли только в стремительном 20 веке, веке непринятия и отчуждения гармоничного и естественного природного порядка. Кроются же истоки осуждения установленного веками порядка в идеологии советского строя. Согласно той идеологии женщина обязана как можно быстрее после рождения ребенка вернуться к станку или машине. И тут уж вовсе не до постоянного пребывания рядом со своим младенцем.
Вестибулярный аппарат крохи начинает свое развития еще тогда, когда малыш находится у мамы в животике. Адекватному восприятию окружающего пространства малышом помогает мамин ритм шагов. Следовательно, зачем нарушать привычный ритм жизни малыша? Его необходимо поддерживать, нося на руках и укачивая.
Будущую маму и крошку в ее животе успокаивает равномерное и спокойное укачивание. Только ощущение совместного комфорта и спокойствия позволяет достигнуть положительного эффекта.
Сон малыша укрепляется от постоянного укачивания. Гарантией развития уравновешенной спокойной личности являются ласковые мамины руки, запах так любимого всеми младенцами маминого молочка.
Детеныши ни одного из животных, за исключением приматов, не стремятся, да и вовсе не выносят укачивания. Как бы мы не старались, ни котенок, ни щенок не преисполнятся восторгом от качания на качелях. Согласно теории Дарвина человеческими предками были приматы. А для них прыжки по веткам, позволяющие быстро и легко преодолевать большие расстояния, располагающиеся на разных уровнях дело вполне привычное. Так что укачивание – это дело хорошее и нужное.
Путь «изнутри наружу»
Сравнив аргументы, приводимые представителями противоположных лагерей, как это ни странно, возможно найти точки соприкосновения. Системы воспитания, принятые в наше время сошлись в одном: разумнее всего, родителям идти именно «изнутри наружу», и уж никак не наоборот. Это означает, что к каждому ребенку надо подходить индивидуально, руководствуясь своей природной родительской интуицией, а вовсе не принятыми в обществе шаблонами и готовыми схемами.
Гленн Доман писал, что самая лучшая часть программы именно та, что доставляет наибольшие радость и удовольствие как ребенку, как и родителям. И у каждого из родителей, есть именно своя, излюбленная им система стимуляции достижения равновесия малыша. Далее Доман повествует о том, что и в первобытных лесах и ныне существующих мегаполисах отцы, играя со своим ребенком, подбрасывают его вверх, потом уверенно его ловят. Мамы же во все времена укачивают малышей на коленях.
Если интуиция подсказывает родителям, что для их малыша укачивание вредно стоит ей довериться. Тем более что упражнения, развивающие вестибулярный аппарат можно делать и в момент бодрствования ребенка.
Если же малыш чем-то огорчен, его что-то беспокоит, а укладывание его ежедневно оборачивается пыткой для родителей и его самого, быть может все-таки стоит вооружиться мягкими приемами сторонников противоположного подхода?
Например, можно восседая на спортивном мяче, спокойно и плавно укачивать малыша, положенного на плотную подушку. При этом и мамина спина и ее руки не испытают больших усилий. Кроме того это упражнение даже поможет маме в укреплении ее брюшного пресса.
А может быть, кормя ребенка перед сном, положить рядом с ним игрушку или оставить рядышком мамину блузку, сохраняющую родной запах мамочки. Кому-то из детей легче уснуть при свете ночника, кому-то при звуках пузырьков воздуха, доносящихся из искусственного аквариума. А некоторым очень помогают чуть слышные звуки спокойной музыки (однако, включать эту музыку стоит лишь перед сном, и ни в какое другое время).
Способности ребенка с трудом или быстро засыпать, несомненно, обусловлена его индивидуальностью, присущим только ему темпом протекания жизни. Нельзя форсировать этот темп, во многом это даже опасно. Для младенца каждый прожитый день сродни тяжелейшей работе. А сон для малыша действо вообще неприятное и страшное. Его мучают вопросы: куда все девается? Во что погружается он? Для чего надо расставаться с мамочкой? Движения-укачивания мамы, такие грациозные и плавные, помогают почувствовать малышу привычный мир, мир его единства с мамой, тот мир, где он защищен от всех бед и невзгод. И не надо обвинять ребенка в этом стремлении. Соблюсти такую тончайшую грань, между поддержкой своего ребенка и становлением его самостоятельности и независимости – очень сложная задача.
Давайте вспомним наших мам. Как их пугали тем, что если они начнут носить своих детей (то есть нас с вами) на руках, то мы не слезем с этих рук никогда! Никогда не станем ходить в школу, никогда не пойдем работать, не станем выходить замуж (жениться). Плюс ко всему не захотим питаться твердой пищей, и ни за что не привыкнем к горшку! Смешно? Конечно, смешно! Ведь мы научились делать все, что нам положено, а значит и наши детки со всем справятся!