Каждый автор дает очень схожие советы. Нужно лишь подождать хотя бы двухлетнего возраста, тогда непременно выявятся некоторые способности ребенка, именно:
- Осознавать смысл и выражать в звуках желание опорожниться (например, «пи-пи»)
- Исполнять необходимые указания
- Самостоятельно пытаться снимать и одевать штанишки
- Просить сменить подгузник и оставаться сухим некоторое время после его смены
- Регулярно опорожнять кишечник
- Иметь способность радоваться новым достижениям
- Подражать членам семьи в использовании туалета
Он должен сделать это сам
Малыш самостоятельно должен придти к мысли о том, что нужен горшок. Не нужно наседать на ребенка, если он не проявляет интереса к горшку, а уж тем более к туалету. Малыш должен сам полюбопытствовать, как взрослые ходят в туалет.
Этот подход можно назвать следующим образом: «в пользовании горшком и обучении этому роль ребенка является ключевой». За основу стоит взять тот факт, что дети развиваются по их собственному индивидуальному графику. Рано или поздно ребенок захочет подражать взрослым и откажется от подгузника в пользу туалета. Дети, вне зависимости от пола, проявят интерес к красивым трусикам с рисунками. Вместе с тем ребенок уже будет иметь способность понимать, что пришло время самостоятельно стянуть одежду, чтобы сходить на горшок, без принуждения. Поэтому родителям не стоит паниковать, если ребенок совершенно не хочет отказываться от подгузников.
Если вы решили обучать
Но если все же вы не готовы терпеливо ждать этого момента, постарайтесь ненавязчиво сажать ребенка на горшок, не смотря на то, что морально и физически малыш не готов к этому. Это часто приводит к тому, что ребенок чувствует себя неловко и обеспокоенно. Дети это часто воспринимают как непосильную задачу, с которой им никогда не справиться. Тогда ребенок непременно начнет сопротивляться этому принуждению, горшок станет для него ужасным и пугающим предметом. Не на вашей стороне еще один фактор – деятельность пищеварительной системы, контролировать которую вы не в силах, а значит, малыш может погубить ваши планы.
Этот подход кажется весьма разумным и это проявляется в его популярности среди большинства родителей. Однако в отношении некоторых малышей он совершенно не дает результатов. Родители, использовавшие этот метод, жаловались на то, что прогресса не наблюдалось на протяжении всего времени обучения. Встречались жалобы подобного характера:
«Ребенку уже исполнилось три года, однако он капризничает и не хочет даже подходить к горшку».
«В начале постепенного привыкания малыш заинтересовался процессом, но потом почему-то совершенно перестал пользоваться горшком».
«Ребенок заявляет, что взрослым он не хочет быть, и ему очень нравятся его подгузники».
«Дочери очень нравится, что ей уделяют много внимания во время смены подгузника, поэтому она категорически отказывается от пользования горшком».
Большинство родителей проявляли небывалые чудеса терпения в процессе обучения, однако ловили себя на мысли, что могут и не дождаться момента, когда их ребенок захочет стать самостоятельным в этом вопросе. Стоит отметить, что среди современных детей тенденция отказа пользоваться горшком наблюдается все чаще. Доказательством тому является появление в свободной продаже подгузников большого размера для детей весом до 36 килограммов.
Родители в панике начинают обращаться к специалистам, однако те в свою очередь их лишь успокаивают тем, что все дети однажды отвыкают от подгузников. Однако родители опасаются лишь того, что в садике ребенок не сможет пользоваться горшком, как это делают более самостоятельные дети.
Крайние меры
Сейчас из-за этой обеспокоенности родителей, появилось целое движение, пропагандирующее протест предыдущей методике и полный отказ от нее. Представители во главе с Гари и Анной-Марией Эццо, руководящими Международной организацией помощи семьям считают, что победить можно только полностью контролируя весь процесс обучения использованию горшка. Эццо на сегодняшний день являются авторами нескольких пособий о том, как правильно воспитать малыша. Суть их подхода заключается в следующем.
Метод «строгости со стороны родителей» основан на том, что не ребенок определяет, когда и как нужно начинать привыкать к горшку. Родители несут ответственность за детей, а значит, им придется отвечать за то, что их ребенок так и не научился пользоваться туалетом. В этом возрасте малыши еще не способны принимать решений и психологически не готовы брать на себя ответственность, именно поэтому данный шаг должны совершить родители. Дети до двух лет довольно легко обучаемы. Если ребенка поощрять и поддерживать он непременно проявит интерес к обучению и достигнет результата. Родители должны проявлять инициативу и почаще сажать ребенка на горшок и ждать, когда ребенок опорожнится.
Придерживаясь этого метода, родителям не стоит отступать и подстраховываться, используя вновь подгузники для того, чтобы сходить на прогулку. Нужно помнить о режиме, когда вновь нужно будет прибегнуть к использованию горшка.
Не стоит забывать о том, что малыша нужно хвалить за результат, однако в меру, напоминая о том, что на горшок должны ходить все дети. Но и наказывать малыша за неудачу не стоит. Стоит лишь дать ему понять, что так происходить не должно, есть горшок и им необходимо пользоваться. Самым лучшим стимулом для избавления от подобных неприятностей будет приобщение ребенка к «ликвидации последствий», оттиранию пятен и мытью пола.
Эццо и Роузмонд основывают свои выводы на опыте прошлых поколений, которые, по их мнению, показывали отличные результаты в воспитании. К трехлетнему возрасту все дети умели пользоваться горшком.
Но вот противники этого строгого метода считают, что он травмирует психику ребенка. Малыш теряет только начинающее зарождаться чувство уважения к себе, что многие в старшем возрасте могут попасть к психиатру. Ведь многие родители настолько увлекаются процессом, что начинают без особых на то причин унижать ребенка, развивали в них чувство стыда ко всему интимному, что только тормозило процесс обучения.
Однако борьба методов «родительской строгости» и «ключевой роли ребенка» продолжается. Сторонники строгости мотивируют свою правоту тем, что у представителей противоположного лагеря вырастают излишне избалованные дети, которые помыкают родителями. Возможно, у каждой стороны есть некоторые промахи в воспитании малышей.
Единственный верный способ: не вдаваться в теорию и руководствоваться лишь тем, что действительно лучше для ребенка. Чувствуя, что готовы ждать, когда ребенок проявит желание, лучше его не торопить. Если же вы ужасно вымотаны постоянной сменой подгузников и чувствуете, что больше не в силах это продолжать, то стоит начинать активное обучение ребенка.
Дабы помочь вам выбрать правильную стратегию, предлагаем ознакомиться с некоторыми тезисами. Хорошо зная свой характер и малыша, вы непременно не ошибетесь. В любом случае в данном вопросе нет ничего важнее терпения. Это лучший способ не травмировать психику ни себе, ни ребенку.
Срочная помощь
«Прошу помощи. Вся проблема в том, что наш трехлетний сын осенью должен пойти в детский садик. К сожалению, там нельзя пользоваться подгузниками, ведь к этому возрасту ребенок должен обходиться без них. Уже лето, а ребенок ни в какую не садится на горшок. Время неумолимо идет, а результатов нет».
Летом можно воспользоваться очень простым способом. Разрешите ребенку бегать голеньким по травке, к примеру, за городом. Обрызгайте горшок водой и скажите малышу, что когда он захочет писать, он тоже может его побрызгать. Особенно это действенно в жару, когда ребенок много пьет. Чем больше жидкости в организме, тем чаще будет требоваться горшок. Именно тогда появится множество возможностей воспользоваться горшком по назначению. Когда успех будет достигнут, обязательно нужно похвалить малыша и сказать ему, что если он так замечательно сходил в горшок первый раз у него обязательно получится и во второй, когда он вновь захочет писать. Главное – попробовать снова. Не стоит бросать вызов словами «Посмотрим, сможешь ли ты повторить свой успех» если ребенок застенчив и пуглив. Он может вовсе перестать пытаться.
Обязательно чаще приглашайте подойти к горшку и напоминать о том, что писать стоит именно в горшок. Это особенно важно в период обучения малыша. Вы должны понимать, что напоминать придется довольно долго, причем даже в школьном возрасте у многих детей стоит спрашивать, не хотят ли они в туалет. Постепенно, ребенок привыкнет к мысли, что горшок необходим. Долгое время дети остаются не слишком внимательными, поэтому частые напоминания должны помочь скорейшему обучению ребенка.
Описанный выше метод хорош тем, что без одежды и на улице будет проще справиться с последствиями, если ребенок все-таки не сможет вовремя воспользоваться горшком. Достаточно будет сполоснуть малыша и вновь напомнить ему о том, что в следующий раз он обязательно должен успеть добежать до горшка. Испачканная и плохо пахнущая одежда только испортит ребенку настроение и он может вновь потребовать подгузники.
Еще один плюс обучения на улице, его можно сделать весьма занимательным.
Точный выстрел в горшок. Купите или смастерите сами мишени и кладите их на дно горшка. После чего попросите малыша попасть струйкой в эту мишень. Мальчику непременно должно понравиться это развлечение.
Кораблики и рыбки в горшке. Фигурки различных размеров и форм можно купить в детских магазинах или смастерить самим. Они потребуются для того, чтобы малыш пытался их топить, писая в горшок прямо на них.
Пальчик в теплой воде. Если малыш долго сидит на горшке и никак не может пописать, хотя есть уверенность в том, что мочевой пузырь заполнен, есть простой способ заставить малыша пописать. Нужно принести небольшую емкость с теплой водой и попросить ребенка опустить в него пальчик и руку. У многих детей это вызывает немедленное мочеиспускание.
Еще несколько побуждающих способов: журчащая, теплая вода в ванной, выпитый стакан теплой жидкости, кусочек соленой пищи, который непременно вызовет жажду, что заставит усилить позывы к опорожнению мочевого пузыря.
Карты «большого мальчика» или «большой девочки». Для этого нужно купить или подготовить самостоятельно карту успеха. Каждый день нужно отмечать в графах успешно выполненное задание. К примеру, если ребенок удачно пописал в горшок, нужно отметить это серебристой звездочкой, а если малыш сходил на горшок по большой нужде – золотистой. Вечером вместе с ребенком подведите итоги. За успешно проведенный день с использованием горшка, наградите малыша чем-нибудь вкусненьким или подарите ему новую игрушку.
Вознаграждение «на месте». Некоторые мамы для вознаграждения детишек используют маленькие конфетки, например «М&М». Их можно давать маленькими порциями сразу после того, как ребенок успешно сходил на горшок. Некоторые поощряют малышей более весомым вознаграждением, если те справят «большую» нужду, не забыв о горшке. Однако не стоит увлекаться конфетами. Ребенок может начать неправильно воспринимать процесс обучения и конфеты станут основной целью. Поэтому их можно заменить на что-то другое.
Большая отсроченная награда. В качестве платы за использование горшка можно рассмотреть вариант веселого похода куда-то, например, в цирк или развлекательный центр. Скажите ребенку, что вы не можете его с собой взять, потому что в подгузниках туда не пускают. И для того, чтобы повеселиться вместе, нужно весь день носить трусики. Чтобы проверить сможет ли малыш весь деть провести без подгузника, договоритесь с ним, что сначала он недельку покажет, как он может пользоваться горшком, а после он обязательно отправится с вами. Если у малыша не сразу все получится, не нужно лишать его надежды, объясните ему, что нужно потерпеть еще недельку и потренироваться как следует для столь знаменательного события. В конце назначенного срока выполните обещание, это непременно станет стимулом для новых успехов.
Приятное нижнее белье. Позвольте малышу самому выбрать в магазине понравившиеся трусики, тогда ему самому не будет хотеться их пачкать. Желательно, чтобы на них были изображены любимые герои сказок и мультфильмов. Обязательно напомните малышу о том, что на Винни Пуха или Русалочку нельзя писать.
Психологическая мотивация № 1. Малыши беспокоятся не только о конфетах и игрушках. Для многих детей очень важны одобрения и похвалы, поздравления с новыми успехами. Ребенок должен понимать, что правильно поступает, используя горшок, но это делают и другие дети. Это не подвиг, поэтому возносить малыша тоже не стоит. Дайте понять ребенку, что верите в него, и не сомневаетесь в том, что он все сделает правильно.
Психологическая мотивация №2. Кроме того, многим детям свойственно желание подражать лучшим. Если малыш в восторге от сказочного героя, он может стать отличным примером в обучении. Например, малыш хочет стать смелым и ловким Робином Гудом. А он, как известно, не носит подгузники. Но когда-то он тоже был маленьким мальчиком, но быстро рос и начал ходить на горшок сам.
Однако не стоит ставить в пример другого ребенка. Это может привести к обратному результату, а что еще хуже, вызвать ревность. Это не только ухудшит процесс обучения, но и испортит отношение к вам. Малыш может возненавидеть этого ребенка, а если это брат или сестра, то это приведет к дракам и постоянным ссорам. В таком случае лучше приводить примеры кого-то из взрослых, это менее травматично для психики малыша.
Что не следует делать, приучая ребёнка к горшку
Безусловно, стоит прибегать к личному опыту и интуиции при воспитании ребенка. Но если вы хотите быстро и без ошибок научить ребенка пользоваться горшком постарайтесь не нарушать некоторые правила:
1. Не угрожайте ребёнку и не наказывайте его. Не наказывайте ребенка за промахи в науке пользования горшком, лучше будет, если вы чаще будете поощрять ребенка за то, что он сделал правильно, нежели наоборот. Маленький ребенок еще неотчетливо понимает, что справлять нужду и контролировать процесс может и должен он сам. Если часто наказывать малыша, горшок станет для него подобием врага и это не позволит добиться нужного результата.
2. Не ставьте в пример других детишек-ровесников, уже научившихся пользоваться горшком, это заставит ребенка думать, что он плохой и его не любят, так малыш будет еще дольше привыкать к горшку.
3. Не допускайте шуток, непонятных для малыша. Никогда не говорите лишнего, обучая ребенка. Иногда родители, разговаривая между собой, неуместно шутят на данную тему и громко смеются, что воспринимается ребенком как оскорбление. Вульгарные и двусмысленные фразы могут быть неправильно истолкованы ребенком, что приведет к стеснению и боязни ходить на горшок при родителях.
4. Не начинайте учить малыша пользоваться туалетом в тяжелые для него периоды. Не стоит заставлять ребенка привыкать к горшку:
- сразу после или непосредственно до появления в доме младшего брата или сестры
- сразу после смены места жительства
- с появлением в доме новой няни или в процессе привыкания к новым условиям
- если ребенок или вы сами болеете
- если в доме неспокойная обстановка, во время ссор или развода родителей.
И еще одно напоминание, относительно «аварий» у детишек четырех-пяти лет, особенно это касается мальчиков, часто случаются ночные «неприятности». В этом возрасте для детей совершенно нормально мочиться в постели ночью. Чаще всего это проблема уходит с возрастом, когда по мере роста мочевой пузырь станет больше и появится возможность удерживать жидкость долгое время. Чтобы не портить вещи пользуйтесь специальными впитывающими подстилками, для удобства накрывая их простыней или пеленкой. В крайнем случае, можно использовать подгузники, но исключительно на ночь. Но если по достижению шестилетнего возраста проблема не исчезнет, следует обратить к врачу, и тогда проблема обязательно решится.
ItactusattNax , Cheltenham | 04 Августа 2013 00:52
[
Ответить