Как и положено гению, малыш непрерывно творит. Все, что его окружает, легко превращается в материал. И это не только ставшая общим местом поверхность, на которой карандаш (губная помада, помидорина…) оставляют след. Малышка, держащая в двух руках по кукле и говорящая поочередно за них обеих, ставит спектакль. А другая, подставив простодушного товарища по детскому саду, под гнев воспитательницы, пробует силы в управлении людьми.
Если вы хотите помочь маленькому гению как можно полнее реализовать себя, надо сделать так чтобы его комната, была не только комфортной (сухой, теплой, светлой) но и удобной для творчества.
Какими будут стены?
Дизайн тех мест, куда приходят дети (например, детский уголок в гипермаркете, или детская парикмахерская) давно уже тяготеет к неписанным стандартам – стены в таких местах обычно ярко разрисованы. Сюжеты разнообразны – от яркой абстракции до сцен из мультиков. Наша задача – помочь маленькому гению в решении его творческих задач и плотно расписанные стены в эту концепцию не укладываются. Самое лучшее решение – белые обои. В терминах нашей концепции это – универсальный материал. Можно рисовать, наклеивать стикеры, учиться писать, ставить оттиски, обмакивая в краску кубик, можно все.
Психологи скажут: белый цвет это пустота, он будет вызывать у ребенка сенсорную депривацию. То есть у нашего ребенка разовьется чувственный голод, обусловленный нехваткой раздражителей. Правильно скажут – оно так и задумано. Нехватка раздражителей приведет к желанию восполнить пустоту. На бумажном чистом поле появятся образы (техника исполнения роли не играет) и скоро заполнят его весь.
Попавший в руки маленького художника альбом обычно заполняется очень быстро. Перелистывая его, вы увидите, что он почти пуст: израсходованные листы процентов на 80 заняты набросками, состоящими из одной-двух линий или пятен. С обоями произойдет то же самое. Придется менять.
Здесь будет Информация!
Великий русский математик Софья Васильевна Ковалевская росла в обеспеченной генеральской семье. У нее была отдельная детская комната, и так уж случилось, что в этой комнате меняли обои и в качестве подложки использовали страницы старого учебника по дифференциальному и интегральному исчислению. По каким-то загадочным причинам подложка надолго осталась не обклеенной обоями. Обширное пространство, заполненное загадочными символами досталось маленькой Соне как подарок Всесильной Судьбы.
Красота впиталась. Ослепительной кометой Софья Васильевна – первая в истории женщина-профессор математики пронеслась над Европой. Чем больше будет информации в пространстве, окружающем маленького гения тем лучше. Главное, чтобы эта информация была достоверной. Это могут быть географические карты, плакаты с изображениями зверей и растений, карта звездного неба, алфавит, числа от одного до ста.
Разделеним на зоны
В Комнате маленький гений будет не только творить, но и просто жить: спать, заниматься физической культурой, есть бутербродики, пить кефир. Пространство комнаты придется поделить на зоны в соответствии с предназначениями – спальную, спортивную, творческую, зону настольных занятий. В спальной зоне можно будет поставить любимую всеми поколениями двухъярусную кровать.
Мебель будет вот такой
Чтобы не плодить лишних сущностей, исходите из идеи о том, что мебель наполняет создаваемые вами зоны. В функциональном плане мебель должна быть прочной, травмобезопасной, трансформируемой. Каталоги мебельных фирм полны самых неожиданных конструкций. Помните: кровать и стол должны быть обязательно.
А как насчет света?
Их должно быть столько, сколько понадобится для функционирования всех зон. И расположены они будут так, чтобы каждая зона получала свет, необходимый ей. Помните, расположение источников света определяется тем, правша ребенок или левша.
Нужны будут коробки
Они будут нужны для самых разных целей: хранения (контейнер), игр (декорация для кукол), игр (корабль надводный или подводный), работы (инструментальный ящик) и т. п. Коробка-корабль должна быть вместительной – как минимум, двухместной.
В комплекте с коробками должно быть покрывало. Сам по себе большой кусок плотной ткани дополняет коробку во множестве функций. Накинутое на два стула покрывало становится Крышей, постеленное на пол – Полем. А если игрушки остались на Поле, их можно не переносить в контейнер по одной, а поднять Поле за уголки и ссыпать игрушки за один раз.
А для игрушек – контейнеры
Именно контейнеры, а не контейнер. Выбирать, конечно, вам, но могут понадобиться следующие виды контейнеров:
- для игрушек, с которыми ходить на улицу;
- для игрушек, с которыми играть в ванной;
- для игрушек, которые никому не давать;
- для игрушек, которые можно давать поиграть;
- для мягких игрушек;
- для мелких игрушек;
- для запасных частей конструкторов;
- для машин и т. д.
Со всеми игрушками сразу ребенок играть не может, предел одновременного восприятия у большинства детей 10–12 предметов. Оставьте только те игрушки, которые его занимают, а остальные уберите на неделю-другую. По прошествии одной-двух недель 10–12 первых игрушек надоедят и смена «свежих» игрушек заступит на дежурство. Рассортируйте игрушки по нескольким контейнерам и меняйте по необходимости.
Удобнее всего контейнеры из полупрозрачного пластика. Хорошо если контейнер подходит к мебели (например, убирается под кровать). Для мягких игрушек подходит подвесная сетка с полками.
На контейнеры необходимо нанести изображение, соответствующее его содержимому: картинка из журнала, например. Картинка поможет в дальнейшем не перепутать контейнеры с игрушками разного назначения. Несколько детей делят одну комнату? Изображение на контейнере должно ясно и недвусмысленно указывать на владельца содержимого контейнера: фото, нарисованный самим ребенком портрет или даже герб.
Полки для детей и взрослых
Полки в детской предназначены для хранения предметов двух категорий доступности: первая – для детей и взрослых, вторая – только для взрослых. Полки для детей должны быть расположены на высоте их рук и предназначены для хранения, например, принадлежностей для рисования, лепки, письма. Полки для взрослых должны располагаться выше, желательно, чтобы они были снабжены запирающимися дверцами. Там будут храниться колюще-режущий инвентарь, инструменты для выжигания по дереву, инструменты и предметы для рукоделия и другие.
Жалюзи и шторы
Шторы в детской можно расположить так, чтобы пространство перед ними можно было использовать как сцену. Тогда они вместе со сценическим пространством образуют подобие театральной зоны. Конструктивно они могут быть легкими и скорее украшать окна, чем закрывать их, если на окнах предусмотрены жалюзи. Если жалюзи на окнах не установлены, материал штор должен быть плотным.
Однотонные шторы позволят размещать на них разноцветные наглядные пособия. Это могут быть геометрические фигуры, картинки, украшения. Прикреплять их к поверхности штор можно по-разному: прикалывать булавками или вставлять в специально нашитые на поверхность штор кармашки из прозрачного материала.
Звуко- и видеовоспроизводящая аппаратура
Начать, видимо придется с аудиоплеера с хорошими колонками (для чистого воспроизведения низких звуков нужен сабвуфер). Пока малыш еще маленький, он будет слушать колыбельные, хорошую инструментальную музыку, песни, стихи. Можно будет воспроизводить различные звуки природы – пение птиц, шум леса, звуки морского прибоя и т. п. В дальнейшем, аппаратура будет, скорее всего, эволюционировать в сторону полнокалиберного персонального компьютера.
Зона общения с книгами
Детские книги должны быть в окружении ребенка всегда. Вообще, зона общения с книгами с просторной книжной полкой, хорошим освещением, столом для занятий – одна из важнейших в детской комнате.
Спортивный уголок
Абсолютно обязательный элемент детской комнаты. Минимальное оборудование (если совсем мало места) – шведская стенка, канат, прикрепленный к потолку, небольшой мат на полу. Научить ребенка активно пользоваться всем этим – ваша задача.