Почему мой ребенок агрессивен?
Проведенные исследования малолетних правонарушителей, в ходе которых изучалось поведение физически и психически здоровых детей, показали, что главным фактором, повлиявшим на нравственную деформацию личности, является недостаток семейного воспитания, а агрессивность, жестокость, повышенная тревожность и замкнутость принимают устойчивый характер.
Обязательным условием для формирования агрессивного поведения у подростков является наличие свободного времени, не занятого увлечениями, положительно формирующими личность. Многие подростки растут в неполных семьях с нарушенным характером функциональных связей. С другой стороны, чрезмерная опека, не меньше, чем бесконтрольность, может вызывать подростковую агрессивность. Эмоции, вызванные гиперконтролем, нудными наставлениями и поучениями, находят выход в потери связи с домом, бродяжничестве и агрессивном поведении.
Как бороться?
Рассмотрев проявление различных форм агрессивного поведения, как у мальчиков, так и девочек, на разных этапах возрастного развития и из различных социальных слоев населения, можно выявить характерную направленность личности ребенка, находящего под воздействием определенной микросреды, и построить целенаправленный воспитательный процесс.
Работа по корректировке и профилактике девиантного поведения подростков имеет свои тонкости. На начальном этапе не рекомендованы групповые занятия. Во-первых, индивидуальный подход к подростку более эффективен, во-вторых, в группе неизбежна отрицательная консолидация подростков. Параллельно на этом же этапе необходимо начать работу с семьей. После того, как будет проведена диагностика отношений в семье и выявлена степень их дисгармоничности, должны последовать как индивидуальные, так и групповые занятия по психокоррекции. При этом все же основной должна быть индивидуальная работа с подростком. Беседы общего характера о необходимости хорошего поведения оказываются в такой ситуации совершенно неэффективными.
Особую роль в работе по корректированию и профилактике поведения играет формирование круга увлечений подростка на основе особенностей его интересов и способностей. Необходимо максимально сократить объем его свободного времени – «времени безделья и праздного шатания» – за счет положительно формирующих личность занятий: самообразования, чтения, спорта, музыки.
Записывайте детей в спортивные секции, приучайте к ежедневным занятиям гимнастикой дома, обеспечивайте их спортинвентарем и тренажерами (гири и гантели, эспандеры и боксерские перчатки). Пусть их «бои» носят спортивный характер. Нельзя только допускать, чтобы их агрессия накапливалась, как статическое электричество. Иногда ведь оно может производить болезненные разряды. Принимая во внимание то, что развитие подростка должно происходить в деятельности, а стремится он утвердить себя и свою позицию как взрослый и среди взрослых, необходимо создать условия для включения подростка в ход такой деятельности, которая будет удовлетворять интересам взрослых, и в то же самое время обеспечит подростку возможность для реализации и утверждения себя на уровне взрослых.
Ученые-исследователи выделяют социально признаваемую и одобряемую деятельность. Ее психологический смысл для подростка состоит в том, что когда он принимает в ней участие, фактически он приобщается к общественным делам, занимает в обществе определенную социальную позицию и удерживает ее как среди сверстников, так и среди взрослых. В ходе этой деятельности подростка взрослые признают его как равноправного члена общества, тем самым соблюдаются оптимальные условия для реализации потребностей подростка.
Социальная деятельность предоставит подростку возможности для развития его самосознания, сформирует его жизненные нормы. Но включение в такую деятельность подростков, отличающихся агрессивным поведением, требует значительной корректировки ее принципов и методов. Главным условием является такая организация развернутой системы деятельности, которая создаст определенный порядок действий, жесткие условия и постоянный контроль.