Лучше, когда воспитание идет не в виде нудных нравоучений и лекций. Дети отчасти копируют стиль жизни родителей, потому взрослым стоит обратить внимание на то, как их каждодневное поведение, запросы, приоритеты, общение в кругу семьи и за ее пределами влияют на развитие ребенка. Для того чтобы ребенок был воспитан, образован, ему следует прививать правильные цели. Высокоразвитые личности воспитываются в семьях, где большое значение уделяется самосовершенствованию и самими родителями.
Стимулы к развитию
Находятся дети, для которых важнее всего получать хорошие оценки только ради того, чтобы их аттестат позволил поступить в престижный ВУЗ. Их не заботит мнение окружающих, они живут своими нуждами, не участвуют в жизни класса, общение со сверстниками ограничивают лишь своими интересами.
Также можно выделить другую, хоть и не очень часто встречающуюся, группу школьников, которым важнее всего «выделиться» из толпы. Для таких детей стимулом к саморазвитию может быть только стремление быть в центре внимания. Они читают много, но запоминают только яркие моменты из прочитанного, интересуются политикой или последними событиями в стране и мире, слушают радиопередачи для того, чтобы блеснуть знаниями в компании. Они любят вступать во всевозможные диспуты, навязывая свое мнение остальным, часто к окружению относятся скептически. Все это еще более усложняет их взаимоотношения с ровесниками. Уровень их знаний, душевное состояние приносят мало пользы коллективу и им самим.
Осознание важности обучения и деятельности вне занятий способно положительно влиять на качественный уровень самообучения школьника и его учебы в целом. Можно сделать вывод, что саморазвитие ребенка несет общественное значение.
Не все подается на блюдечке
Благоприятно влияют на умственное трудолюбие, создание богатого духовного мира ребенка многие средства. Каждый ребенок должен научиться не только достигать поставленной цели, будь то доведение начатого дела до завершения, экономия полезного времени, но и быть настойчивым, преодолевая трудности, тренировать силу воли. Ему необходимо воспитать в себе целеустремленность, которая связана с развитием дисциплины, трудолюбия, собранности и других важных личностных качеств.
Когда школьники приучают себя не только к использованию своих прав, но и к ответственности перед окружающим их социумом, семьей, повышается эффективность самовоспитания. От родителей требуется помощь в направлении ребенка к самостоятельному преодолению трудностей в учебе, общении, жизни в целом. Они должны подавать хороший пример, относясь к своим поступкам критически и стараться себя совершенствовать и нравственно.
Школьники с каждым новым днем все больше себя познают, открывают в себе новые черты характера и таланты, родители должны их деликатно направлять, чтобы развивались черты положительные, полезные, а негативные исправлялись. Именно им видны недостатки и достоинства собственного ребенка.
Некоторые школьники робкие, плохо владеют своими эмоциями, стесняются выступать перед публикой, путаются при разговоре от стеснения. Они всячески избегают участия в общественных мероприятиях, чувствуют себя изгоями. Подавлению слабоволия с такими признаками как повышенная слезливость, раздражительность, обидчивость или завышенное самолюбие, школьников учил известный педагог В.А. Сухомлинский. Основным лекарством для таких детей он называл изучение жизни великих людей, выстраивание своего поведения и жизни по их примерам.
Кроме того, обязательным является поощрение детей за стремления к наработке полезных привычек, например, сдерживать обещания, быть честным во всем, соблюдать распорядок дня, к любому труду подходить с аккуратностью и тщательностью. В.А. Сухомлинский считал, что необходимо учить детей добру, умению сдерживаться, идти прямо к высокой цели, противостоять злу и «утвердить в себе повелителя собственных поступков». По его мнению, только человек достойный, с высокой моралью имеет настоящую силу воли, организован и воспитан.
Учись учиться
Самовоспитание невозможно без самообразования – умения постигать новое, исходя и из личных интересов и запросов. Все знают, что некоторые дети не заглядывают дальше школьной программы, а есть те, кто всячески расширяет свой кругозор, заинтересован в получении дополнительных знаний, увлекается сбором подробной информации, не останавливаясь только на общем.
В планировании нуждается умственный труд. К примеру, знаменитый ученый и полярник О.Ю. Шмидт программу научной деятельности и даже всей жизни для себя составил еще в юные годы. Ему удалось ее выполнить, о чем он и рассказал сам на склоне лет. Как же это у него получилось? Здесь не обошлось без самовоспитания, жесткой дисциплины, настойчивости и упорства в достижении поставленных высоких целей. Помимо этого, О.Ю. Шмидт знал цену времени, не тратил его попусту и придерживался распорядка.
Дети должны учиться планировать уж если не свою жизнь целиком, то хотя бы учебное время, начиная днем, продолжая месяцем, четвертью, полугодием. Важно уметь составлять планы на день не только учебы, но и отдыха. Конечно, распланировать, предусматривая все, невозможно, но основные события дня, ожидаемый результат от тех или иных действий, сроки проведения мероприятий ребенок должен себе представлять. В планы нужно ставить те события и действия, которые выполнимы.
Умение планировать свой труд, выполнять намеченные дела ведут к выработке организованности, внутренней дисциплины, целеустремленности ребенка и подростка. Так формируются волевой характер, активная жизненная позиция и уверенность в себе и своем будущем.
Планируем день праильно
Для успешного выполнения планов необходимо быть последовательным. Академик И.П.Павлов отлично сформулировал принцип последовательности, когда обращался к молодежи, решившей посвятить себя науке: в первую очередь необходимо приучать себя к последовательности в накоплении знаний, также не стоит браться за следующее, не усвоив предыдущего, нужно учить азы прежде, чем двигаться к вершине знаний.
Умению преодолевать любые трудности, не прячась от них, как раз и учит последовательность. Это постепенный подъем по ступеням знаний, где первые ступени – простое, неизвестное, а далее – более сложное, с каждым шагом все более понятное.
Когда дети планируют свой день, то должны помнить про часы умственной активности в течение дня, включая обучение в школе, не забывать про вечерние часы для отдыха. Если школьник ответственно подошел к составлению своего распорядка дня, то его не застать в позднее время за выполнением уроков или совсем забывшего выполнить домашнее задание.
Организовать, распланировать свой труд – это умение грамотно распределить свое время, контролируя его. Необходимо в планах делать и резервы времени, которые рассчитаны под поездку в автобусе или ожидание своей очереди. В транспорте сложно читать или писать, чтобы время работало с полезным коэффициентом и не пропадало, во время поездки можно повторять мысленно пройденный материал, заучивать стихотворение или иностранные слова. Так время в пути пролетит незаметно, но и с пользой.
Большинство выдающихся личностей боялись бездарно терять время. Каждую минуту ценил и использовал Ч.Дарвин, впоследствии, когда его спрашивали, как он достиг таких научных высот, он признался, что «никогда не считал полчаса незначительным временем». Всем известно, к каким открытиям привело его умение планировать и экономить время.
Школьник должен стараться подражать положительным примерам, уметь использовать свое резервное время с умом. Больших высот достигнет тот, кто занимается самовоспитанием, ритмичен, целеустремлен и четко представляет цель, к которой идет, и результаты ее достижения.