1 год
Самая любимая игра годовалых детей – прятки. Они с радостью прячутся за кроватку или занавеску, ждут пока вы их «не можете найти» и с восторгом выскакивают из своего убежища.
Другая любимая игра – разбрасывание предметов. Вероятно, для вас такая игра не покажется увлекательной, но для ребенка выкинуть все игрушки из ящика или размазать по столу еду – самая веселая вещь на свете.
«Возьми и отдай». Ребенок очень любит давать вам свои игрушки и другие интересные предметы, но с условием, что Вы тут же вернете их обратно. Это так называемая социальная игра, которая должная привлечь ваше внимание. Также ребенок с удовольствием выступает на публике, повторяет какие-то действия, если они вызывают у взрослых положительную реакцию, аплодисменты.
Ваш ребенок воспринимает все больше и больше новых слов. Ему нравиться показывать на разные предметы, животных, части тела, а вы произносите их названия, и наоборот, вы называете, а он вам показывает.
3–5 лет
В этом возрасте дети начинают играть во взрослых – укачивают куклу, водят машинку, накладывают еду в тарелку. Ребенок подражает виденным им ранее действиям взрослых, но переносит их не на реальные, а на игрушечные объекты.
Простейшие ролевые игры – «приход к врачу», «дочки-матери», «магазин» – направлены на проигрывание жизненных повседневных ситуаций. Здесь уже ребенок исполняет полноценную роль взрослого: то он становится мамой или папой, то врачом, то водителем троллейбуса. В этой игре ребенок старается точно воспроизводить действия взрослых, которые он увидел в реальной жизни или по телевизору. Эти требования он предъявляет и к другим детям, иначе он возмущается, говорит что они «неправильно играют».
Игра – имитация
При помощи такой игры можно решить некоторые проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям. Если предстоит визит к врачу, заранее полечите с ребенком кукол и мишек, пусть он научится спокойно воспринимать врачей и их манипуляции, пусть мама «посмотрит горло» не только у куклы, но и своего ребенка. Когда он привыкнет к этому, ему будет проще спокойно реагировать на эту процедуру в поликлинике. Можно рассказать увлекательную историю, как внутри у него смелые воины-лекарства воюют со страшным чудовищем-вирусом.
Перед тем, как отдать ребенка на воспитание в детский сад, поиграйте в детский садик дома. Надо, чтобы ребенок понял, что в садике ему будет хорошо, там он будет играть с другими детками, гулять, кушать, спать. А вечером вы придете и заберете его домой.
Играя в «дочки-матери» дайте ребенку почувствовать себя в роли родителя. Пускай его дочка-кукла убежит и спрячется от него. Как тогда почувствует себя ребенок? Он на своем примере должен начать понимать, что родители волнуются за него, и поэтому им приходится иногда наказывать его за нехорошие поступки.
В большинстве игр от взрослого необходимо хотя бы объяснить ребенку суть игры, распределить роли, по ходу игры вносить некоторые коррективы. Потом ребенок сможет играть и сам. Но если вы просто вывалите перед ним игрушки из коробки и скажете: «Играй!», то ничего из этого не получится.
5–10 лет
В этом возрасте начинают раскрываться созидательные и творческие способности ребенка. И игры в этот период должны быть направлены на наиболее полное их раскрытие. Лучшими игрушками для детского творчества будут конструкторы и кубики, пластилин, краски, мозаики, игрушки для театрализованных представлений, а также всевозможные коробочки, пузыречки, веревочки и т. д.
Игра формирует человека
Попадаются дети, которые не переходят на следующий уровень игрового развития. Либо они играют с электронными игрушками, примитивно нажимая кнопки на них, либо шатаются по дому или двору, не находя себе занятия, либо что-то ломают или задирают других детей. Подрастая, они подолгу смотрят телевизор, в 3–4 года они любят смотреть рекламу с ее звуковыми и зрительными эффектами, и воспроизводят отдельные фразы из нее с соответствующими интонациями. Взрослея, такие дети не любят читать, в школе учатся плохо, конфликтуют с одноклассниками, учителями и родителями.
Если родителям не удастся раздвинуть пределы их внутреннего мира и чем-то их увлечь, именно эти дети в подростковом возрасте вступают в ряды фанатов и неформалов, легко поддаваясь стадному инстинкту и подчиняясь лидеру группировки. Они часто становятся наркоманами, так как наркотик наиболее легко и быстро заполняет их эмоциональную пустоту. Возможна также болезненная зависимость от компьютерных игр, которым уделяется абсолютно все свободное время. Их социальное «Я» не развивается и остается примитивным, поэтому они легко подчиняются чужой воле либо все общение с другими людьми сводится к ругани и дракам.