Возрастает и психологическая нагрузка на ребенка, связанная с переменами в образе жизни. Частые болезни детей обусловлены обстоятельствами скорее психологическими, чем соматическими. Начиная ходить в детский сад, дети, как правило, подвергаются значительному стрессу, последствия которого ощущаются иногда до двух-трех месяцев. Труднее всего приспособление к новым условиям дается малышам, не достигшим трехлетнего возраста.
Даже вполне благополучные дети в первые месяцы пребывания в садике переносят различные болезни. Причем далеко не все из них инфекционные. Маленький ребенок, быстро «вычисляет» как ему остаться дома. Подсознание, настроенное на возможность заболеть, само готовит организм, заболеть в таком состоянии – естественное продолжение. Страдая от болезни, тем не менее, маленький пациент чувствует психологический комфорт, окруженный дома родными людьми.
Насколько велика в детском саду опасность подхватить инфекцию?
Опасность заболеть инфекционным заболеванием подстерегает ребенка везде: дома, в транспорте, на улице и, конечно, в детском саду.
Статистические данные показывают, что на один случай заболевания верхних дыхательных путей и органов желудочно-кишечного тракта у «домашних» детей приходится два-три случая среди детей воспитывающихся в детских садах.
До родителей важно донести понимание того, что картина болезни важнее, чем частота заболеваемости. Если начинает преобладать затяжное течение, сопровождающееся осложнениями, это ясно указывает на проблемы с иммунитетом или неверную постановку диагноза.
Печальный факт повседневной жизни наших детских садов – перегруженность иммунной системы их обитателей. У иммунитета не остается времени на восстановление после очередного столкновения с возбудителем – общий уровень сопротивляемости организма падает.
Есть у детей посещающих детские сады и преимущество перед «домашними» детьми, связанное, как ни парадоксально, с высокой вероятностью взаимного заражения в детских коллективах. Речь идет о болезнях, которые в раннем детстве переносятся гораздо легче, чем в более позднем возрасте – кори, ветрянке, краснухе (корь и краснуха благодаря повсеместной вакцинации стали редкостью). Перенеся заболевание, ребенок получает иммунитет от этой инфекции.
Дети, не посещавшие садик, рано или поздно оказываются в школе, и, общаясь со сверстниками на уроках и переменах, сталкиваются с возбудителями. Не имея иммунитета, они болеют чаще своих сверстников получивших иммунитет в садике. Это, понятное дело, негативно сказывается на успеваемости и освоении программы.
Как правильно подготовить ребенка к переходу в детский сад?
Частые заболевания, проблемы с устойчивости нервной системы под воздействием внешних и внутренних факторов наводят на мысли: подходит ли ребенку обычный садик. Таких детей необходимо специально готовить к поступлению детский сад: принять специальные меры по оздоровлению, улучшению питания и экологии среды, активным тренировкам на свежем воздухе, закаливанию организма.
Отводить такого ребенка в детский сад с утра до вечера неразумно. Имеет смысл постепенный переход в виде занятий оздоровительной гимнастикой, развивающих игр. Для этого подойдут специальные детские учреждения или частные предприятия – главное чтобы ребенку было комфортно и вызывало интерес. После этого можно переходить к посещению детского сада с постепенным удлинением времени посещений.
Выбор детского дошкольного учреждения, куда будет ходить ребенок – дело фундаментальной важности. Поэтому нужно получить как можно больше информации о бытовых условиях, распорядке дня, физкультурных занятиях, развивающих мероприятиях. Важно узнать ближе воспитателей, поговорить с родителями детей, посещающих этот садик.
Первые дни – самые трудные, что надо делать?
Главное – сделать так чтобы переход от «домашней» жизни к «коллективной» был постепенным. Это общая задача родителей, воспитателей, медиков. Если удастся адаптировать ребенка к жизни в детском саду, вероятность заболеваний и рецидивов будет значительно снижена. Необходимо помнить о регулярных занятиях физической культурой и спортом, закаливании. Важнейший фактор благоприятная психологическая атмосфера в саду и дома. Не следует уделять внимание приему витаминов, препаратов, укрепляющих иммунитет – они не решают проблемы адаптации, хотя могут помочь.
Самое главное – родителями и близкими должна быть создана атмосфера доброжелательности и спокойствия, смягчающая действие неизбежного стресса, который возникает в первые дни пребывания малыша в детском саду. Ребенок должен слышать от родителей положительные упоминания о садике, воспитателях, нянечках. Радикальное «развлекательное» изменение режима дня в выходные, даже из благих побуждений, нежелательно – достаточно дать ребенку поспать утром сколько захочется. Правильнее сохранить дома детсадовский распорядок дня.
Отучение ребенка о некоторых привычек (таких, как привычка грызть ногти) лучше отложить – воспитательные меры могут усугубить стресс. Чтобы облегчить адаптацию правильнее будет почаще хвалить ребенка за успехи, подчеркивать достижения, не ругать за капризы.