Кто же прав? Кому детский сад приносит больше пользы: родителям или детям? И так ли он необходим для адаптации малыша к следующему возрастному периоду? Чему ети учатся, посещая сад и так ли это для них полезно?
Всем ли нужен садик?
В наше время все чаще и чаще родители пренебрегают детским садом и выбирают для своих малышей домашнее воспитание. Лучше всего, конечно, если мама в семье не работает и постоянно проводит время с ребёнком. Но чаще ребенок остается на попечительстве бабушек или няни.
Родители делают такой выбор зачастую из-за «армейских» условий, в которых должен будет находиться малыш, если пойдет в детский сад. Они боятся, что малышу не подойдет питание или не понравится режим детского сада и поэтому выращивают его в наиболее комфортных условиях.
Но не стоит забывать, что с отказом от детского сада, родители лишают своего ребенка возможности познакомиться с новыми детьми, научиться общаться со сверстниками и с взрослыми, высказывать свою точку зрения, искать компромиссы и разделять с другими детьми игрушки и внимание воспитательницы. А ведь все эти умения понадобятся ему дольно скоро, когда он пойдет в школу. И отсутствие социально-значимых навыков очень осложнит его адаптацию в классном коллективе.
В чем же польза?
Почему же посещение детского сада считается предпочтительнее, нежели воспитание в домашних условиях мамами и папами?
Во-первых, жизнь в детском саду регламентируется определенным распорядком дня, а прививание ребенку любви к порядку и планированию положительно скажется в его дальнейшей жизни в школе, да и во взрослой жизни тоже. Если у ребенка существует понятие «делу время, а потехе – час», ему будет гораздо легче распределять собственный день и успевать делать все свои дела.
Стоит заметить, что в домашних условиях малыш вряд ли научиться планировать свое время, ведь зачастую добрые мамочки и бабушки позволяют малышу играть или смотреть мультики столько, сколько он захочет. В домашних условиях крайне сложно составить четкий распорядок дня и еще сложнее ему следовать.
Следующим плюсом детского сада является постоянное общение ребенка с другими людьми. Когда малыш становится частью коллектива, ему намного легче свыкнуться с мыслью, что он не «пуп земли» и что внимание взрослых не должно быть обращено только на него. Он учиться общаться со сверстниками, знакомиться с ними, делиться и тому подобное. Когда такой «компанейский» ребенок придет в первый класс, он не растеряется и сразу найдет себе новых друзей, а значит – быстрее адаптируется к новым условиям, чем его «домашние» одноклассники.
Не посещая садик, малыш, конечно же, контактирует с другими детьми, однако зачастую это происходит при контроле взрослых и при малейшем конфликте чужому ребенку ставиться диагноз «плохой, не нужно с ним дружить». А значит, ребенок не научиться отстаивать свою позицию, находить компромисс при споре и будет уверен в своей абсолютной правоте в любой ситуации. Проще говоря, ребенок не сможет так быстро адаптироваться в кругу сверстников, когда пойдет в школу и общение с одноклассниками станет для него основным видом деятельности.
Программа воспитания детей в садиках является всесторонним и направленно на развитие всех навыков малышей. Детки занимаются физкультурой, пением, чтением, танцами, рисованием – в общем, в детском саду воспитывают гармоничную и всесторонне развитую личность. Там же происходит грамотная подготовка детей к школе – развитие мелкой моторики рук, логического мышления, памяти и пространственной ориентации.
Разве может всему этому правильно научить мама, если каждые пять минут ребёнок отвлекается и просит включить ему мультики, а самой маме нужно еще приготовить ужин на троих человек и постирать белье? В садике же подготовленные специалисты будут заниматься развитием всех важных умений и навыков ребенка, а к тому же, научат его самостоятельности и порядочности.
Конечно, вы можете нанять для этих целей няню и тратить огромные деньги на это. Но многие социальные навыки все равно будут упущены и ребёнку будет сложно самостоятельно научиться им потом.
Кружки, клубы, центры творчества
Что же можно сказать насчет групп развития и всевозможных кружков для дошкольников, которые так распространились на территории нашей страны в настоящее время? Способны ли такие организации заменить детские сады, выполнять их функции? Ведь если посудить, в детских кружках малыш также общается в кругу сверстников и взрослыми руководителями, также готовиться к школе у будущей взрослой жизни. Значит можно воспитывать ребенка дома и, посещая подобные группы, дополнять домашнее воспитание необходимыми навыками и умениями?
На самом деле кружок-кружку рознь и успешность детской адаптации и развития его умений зависит от программы, по которой работает кружок, от воспитателей и от того, как часто вы посещаете подобную группу развития.
Отдельно стоит поговорить о распространённой на сегодняшний день группе, основанной на методике Марии Монтессори. Данная методика обещает родителям очень быстрое развитие малышей, их заинтересованность в обучении благодаря нестандартному подходу к дошкольному образованию.
Изначально Мария Монтессори разрабатывала свою методику для детей, с нарушениями в развитии. Все методы были направлены на то, чтобы заинтересовать ребёнка и таким образом научить его чем-нибудь новому. Детям была дана абсолютная свобода в комнате с большим количеством развивающих игрушек, и ребёнок мог выбрать ту, которая ему приглянулась, и посвятить изучению этой игрушки столько времени, сколько ему требовалось. Таким образом, ребенок сам хотел учиться и познавать новое, а воспитатель лишь помогал ему в его исследованиях.
Однако стоит отметить, что данный метод является в некотором смысле однобоким, потому что направлен только на заинтересованность ребенка. То бишь малыш может легко разбирать и собирать часовой механизм, но так и не выучит таблицу умножения, потому что ему неинтересно. Более того стоит отметить, то если в изначальной методике Монтессори детская группа должна была состоять не более чем из 6 человек, то сейчас они вмещают больше десяти, что конечно усложняет работу воспитателя с детьми – она просто физически не может уделить всем равное количество времени. Таким образом, можно заметить, что группы «свободного воспитания» хоть и интересны с педагогической точки зрения и развивают в ребенке творческий потенциал, не дают ему подготовку, необходимую для школы.
Можно сделать вывод, что прежде чем отдавать малыша в ту или иную группу развития, следует подробно ознакомиться с ее методикой, взвесить все за и против и только тогда принимать решение. К тому ж, пользуясь услугами кружков, вам все равно будет необходимо дополнять эти занятия домашними уроками.
Какова роль родителей?
Поговорив обо всех обязательных умениях и навыках ребенка, можно остановиться на тех, которые вполне возможно развивать в домашних условиях. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку адаптироваться в среде сверстников и не теряться при общении со взрослыми? Могут ли они подготовить его к школе так же, как это сделают в детском саду?
В первую очередь родителям нужно делать ударение на самостоятельность малыша. Он должен выполнять задания без вашей постоянной помощи и подсказок. Вводите в вашу жизнь распорядок дня. Ребенок должен знать, какое время предназначено для занятий, а какое – для игры. Правильнее всего разрешать ему играть в активные игры только после окончания всех занятий, ведь разбушевавшись, малыш вряд ли захочет садиться опять за чтение или рисование. Разделив день на время отдыха и работы, вы будете приучать ребенка к школьному режиму, и малышу будет легче сидеть на уроке.
Также важно научить ребенка высказывать свои просьбы, не стесняясь взрослых, говорить о своих проблемах. Помните, что учитель не сможет постоянно следить за вашим ребенком, и если ему потребуется в туалет, а он постесняется сказать об этом – это причинит некоторый дискомфорт и малышу и учителю. Поэтому очень важно, чтобы ребенок не стеснялся подойти с просьбой ко взрослому человеку.
В целом можно сделать вывод, что беречь ребенка и не отдавать его в детский сад – бессмысленная затея. Если нет никаких серьезных причин, чтобы держать малыша дома, лучше отведите его в садик, чтобы он развивался наравне со сверстниками и познавал новые сферы деятельности.
Мария , Москва | 04 Июня 2013 13:57
А я не согласна с этой статьей. Сама в сад не ходила и ничего плохого не случилось. Да и в школу когда пошла тоже не было проблем. Сейчас у меня 2 высших образования, я мастер спорта по каратэ.Общаюсь прекрасно, работаю тренером по фитнесу, муж у меня бизнесмен). А все что у меня есть- это только благодаря правильному домашнему воспитанию, маме и бабушкам, которые многому научили. А общения хватало на детских площадках и разных кружках. Моей доченьке сейчас год. У нас есть режим дня, который мы очень тщательно поддерживаем. Мы ходим в бассейн и прекрасно плаваем( занимались с рождения), и чудесный цент Марии Монтессори, в настоящий а не по франшизе. Педагоги прекрасные, атмосфера чудесная, в группе не больше 6-ти человек. Просто надо смотреть куда отдаешь ребенка и не гоняться за дешевизной.Ходим уже 5 месяцев туда, дочку многому научили. Я довольна. Еще сама работая с людьми и детьми, я на 100% согласна с методикой, что ребенок будет делать только то что ему интересно. А если не интересно надо не заставлять а заинтересовывать. Это задача взрослых. В Монтессори центре этим и занимаются. А вот будут ли в саду?))) где в группе не 6 и не 10, а 26 детей?))) Как кормят в саду, особенно в Москве, тоже много вопросов вызывает.А еще то что родители зачастую спихивают в сад заболевающих детей, чтоб на работу пойти или отдохнуть.Ни один уважающий себя центр развития больного ребенка на занятия не пустит, а вежливо отправит за справкой. Я считаю, что сады нужны неорганизованным родителям.А нормальные воспитают и без сада хорошо.
Ответить
Юлия | 06 Марта 2017 14:01
Мария я рада за ваше материальные возможности и наличие бабушек в жизни, а вот если таковых нет, и муж не бизнесмен(где на всех их набраться)тогда и детский сад в радость!
Ответить
Виктория , Хабаровск | 01 Ноября 2015 17:59
Тоже не согласна со статьей, в садик идем только потому что надо идти работать, была бы возможность в садик бы не отдавала. Бабушки работают и обе в разных городах. Убедила мужа что не раньше 3 х лет пойдем. Сама в садик ходила месяца 2, и воспоминания о нем ну оч. нехорошие. Что хорошего в садике где 30-40 детей, где ребенок стоит 1,5 часа плачет, а воспитательница говорит, пусть лучше плачет, чем шкодит. Где дети постоянно болеют. Даже если повезло с воспитательницей, а это редкость, то как она бедная каждому ребенку уделит должное внимание. Полностью согласна с Марией, что лучше домашнее воспитание, где ребенка любят, развивают, и уделяют намного больше внимания. И знаю, многих мам и бабушек сидящих дома, которые все равно отдают в садик несмотря на болезни и то что ребенок не хочет идти в садик. Потому, что многим там проще.
Ответить
мама двоих деток | 10 Июля 2013 21:40
Вы, конечно, безусловно молодец… Но не стоит всех под себя равнять. Многие родители не могут позволить себе подобные центры. Многие мамы вынуждены выходить на работу, и не у всех есть возможность оставлять ребенка с бабушкам.И это не значит, что эти родители не нормальные
Ответить
Ruby , BIDAJQlhRF | 01 Июня 2012 04:20
Hot damn, looking petrty useful buddy.
Ответить